Russian |  English |  Türkçe için tıklayınız   
ПОСОЛЬСТВО РОССИИ
Адрес: Andrey Karlov sokağı, No 5, 06692, Çankaya (P.K. 35 Kavaklıdere), Ankara Türkiye
Телефон: +90-312-439-21-22,
440-82-17
Факс: +90-312-438-39-52, 442-90-20
Электронный адрес:
rus-ankara@yandex.ru
консульские вопросы: ankarakons@yandex.ru
пресс-служба: press-ankara@mail.ru
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация к Закону
о прямых иностранных инвестициях № 4875

Улучшение инвестиционного климата является одним из основных принципов экономической  программы Правительства Турции. Важным шагом в этой области является принятие нового законодательства об иностранных инвестициях, создающего базу устойчивого развития транспарентного рынка частных инвестиций при эффективной поддержке государства.

Новый Закон о прямых иностранных инвестициях (далее «Закон»), отменивший действовавший с 1954 г. аналогичный закон, был опубликован в «Официальной газете» 17 июня 2003 г. и с этой даты вступил в силу. В целях реализации указанного выше Закона Казначейством при Премьер-министерстве Турции было разработано соответствующее Положение (далее «Положение»), а Правительством Турции образован Межправительственный координационный комитет по совершенствованию инвестиционного климата, куда вошли руководящие представители соответствующих министерств, частного сектора и государственных организаций. Основной задачей Комитета является ликвидации оставшихся бюрократических препятствий для инвестиций.

К числу основных новелл, предусмотренных указанным выше Законом, можно отнести следующие:

1.Введение основанных на международных стандартах таких понятий как «иностранный инвестор» и «прямая иностранная инвестиция». В соответствии со статьей 2 Закона иностранными инвесторами являются:

а/ физические лица, имеющие иностранное гражданство, а также  турецкие граждане, постоянно проживающие за рубежом в соответствии с законодательством страны пребывания.

б/ иностранные юридические лица, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, а также международные институты, которые осуществляют прямые иностранные инвестиции в Турцию.

Под «прямой иностранной инвестицией» понимается:

а/ создание новой компании или филиала иностранной компании, в которых иностранным инвесторам принадлежат доли (вклады) в размере 10 или более процентов;

б/ участие в существующих турецких компаниях с 10 или более процентами иностранного капитала;

в/ осуществление инвестиций из-за рубежа в следующих формах:

-в денежной форме в свободно конвертируемой валюте, купленной или проданной через Центральный банк Турции;

-акциями или другими ценными бумагами иностранных компаний (за исключением государственных ценных бумаг);

-поставками машин и оборудования;

-реинвестирование (вложения в объекты предпринимательства за счет прибыли, полученной иностранным инвестором от иностранных инвестиций);

правами на промышленную и интеллектуальную собственность;

коммерческими правами на эксплуатацию природных ресурсов.

2.Закон провозглашает свободу инвестирования и национальный режим как основной принцип политики иностранных инвестиций в Турции. Иностранные инвесторы освобождаются от многих бюрократических процедур, таких как необходимость получения предварительных разрешений на:

- создание компании и филиала;

-участие иностранного партнера;

- осуществление  инвестиции;

- изменение сферы деятельности иностранной компании;

-увеличение капитала или продажу акций иностранной компании.

Отменено также требование по минимальному размеру  уставного капитала компаний с иностранными инвестициями в размере 50 000 долларов США.

В соответствии со статьей 3 Закона иностранным инвесторам предоставляется тот же режим, что и местным турецким организациям Поскольку все компании, созданные в рамках Торгового кодекса Турции являются турецкими юридическими лицами,  их правовой режим не зависит от природы формирования капитала. Сняты ограничения по организационно-правовым формам (ранее для иностранных компаний предусматривались лишь акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью). В соответствии со статьей 9 Положения  иностранные инвесторы могут создавать свои компании в любых организационно-правовых формах, которые предусмотрены Торговым кодексом Турции, а «неинкорпорированные партнерства»-Кодексом об обязательствах .

Партнерства, образованные путем соглашений об использовании имени, обычные партнерства, консорциумы, бизнес-партнерства, венчурные компании, не имеющие четких характеристик компаний, перечисленных в Коммерческом кодексе Турции считаются неинкорпорированными партнерствами в рамках Закона.

Все иностранные компании несут ответственность за получение тех местных лицензий, которые требуются для аналогичных турецких компаний.

3.Закон предусматривает гарантию защиты иностранных инвестиций от  экспроприации и национализации, каковые могут иметь место исключительно в рамках Конституции, в соответствии со специальным законодательством, на условиях  международных договоров и при условии компенсации понесенных убытков.

4. В законе  четко прописано право иностранных инвесторов переводить за рубеж без каких – либо ограничений прибыль, дивиденды, выручку от продажи или ликвидации части или всех инвестиций, переводы в погашение полученных из-за рубежа займов и процентов по ним.

5. Новое законодательство (статья 3) предоставляет право юридическим лицам с участием иностранного капитала, созданным в соответствии с Торговым кодексом Турции, приобретать на территории Турции недвижимость или ограниченные права на недвижимость на тех же условиях, которые предусмотрены для турецких граждан. Что касается иностранных физических лиц, то соответствующие права предоставляются им на условиях взаимности.

6. К числу нововведений относится также  порядок рассмотрения споров. По спорам возникающим из инвестиционных соглашений, регулируемых нормами частного права, а также из контрактов, заключенных с государственными органами, иностранные инвесторы могут обращаться, помимо уполномоченных местных судов, также в национальный и/или международный арбитраж, или разрешить их другими путями при взаимной договоренности сторон.

7. В связи с принятием нового законодательства об иностранных инвестициях существенно меняется в этой сфере роль Казначейства при Премьер-министерстве. Если раньше функции Казначейства  носили контрольно-надзорный характер, что выражалось, в том числе, и в выдаче предварительных разрешений иностранным инвесторам, то по новому закону в соответствии со статьей 4 на Казначейство возложено определение общих рамок политики в области иностранных инвестиций. При ее разработке Казначейство должно учитывать планы развития, ежегодные программы, экономическое положение страны, тенденции международных инвестиций и мнение государственных институтов и частных профессиональных организаций.

Казначейство уполномочено требовать от государственных институтов и частных профессиональных организаций представления статистических данных в области инвестиций. Иностранные инвесторы должны предоставлять статистические данные о своих инвестициях в соответствии с процедурами, определяемыми Казначейством. Эта информация не может быть использована в качестве доказательств или  в каких-либо других целях, кроме статистических. В соответствии с Положением компании и филиалы должны представлять в Генеральную дирекцию по иностранным инвестициям Казначейства следующую информацию:

- информацию о размере капитала и операциях ежегодно до конца мая;

- информацию о платежах, произведенных на их счета в течение 1 месяца с даты платежа;

- информацию о переводах денежных средств из-за рубежа в течение 1 месяца с даты платежа;

Кроме этого, Казначейству предоставляют информацию о прямых иностранных инвестициях Центральный банк  Турции, Совет по рынку ценных бумаг, Министерство промышленности и торговли, Министерство финансов. Союз торговых палат и бирж.   Офис торгового регистра, осуществляющий регистрацию юридических лиц, направляет в Казначейство следующие документы:

- копию Декларации об образовании компании или филиала, заполненную соответствующим физическим лицом;

- копию Устава или дополнений в Устав компании, подлежащих регистрации;

- копию реестра акционеров или реестра участников, представленные компаниями в Офис торгового регистра.

8. Положение также подробно прописывает порядок создания и деятельности представительств иностранных компаний, однако необходимо отметить, что изменений здесь практически нет.

Выдача разрешений на открытие представительств (при условии, что они не будут вести коммерческую деятельность). возложена на Казначейство.

Указанные разрешения должны быть выданы Казначейством  течение 5 дней с даты подачи заявления при условии надлежащего представления всех необходимых документов. К таковым документам относятся:

- копия сертификата о регистрации основной компании в стране местонахождения, заверенная в турецком консульстве или путем проставления апостиля;

- копия балансового отчета и справка о доходах основной компании;

- доверенность на имя лица, уполномоченного осуществлять деятельность представительства.

В своей деятельности представительства иностранных компаний должны руководствоваться следующими положениями:

- после регистрации в налоговом органе копия соответствующего документа должна быть направлена в Генеральную дирекцию Казначейства в течение 1 месяца с даты регистрации. Изменение адреса должно быть удостоверено Генеральной дирекцией в течение 1 месяца с даты такого изменения.

- представительства должны направлять в Казначейство ежегодно не позднее мая следующего года информацию о своей деятельности за предыдущий год с приложением документов, подтверждающих что все расходы осуществлены за счет иностранной валюты, поступившей из-за рубежа.

- срок разрешения на деятельность представительства составляет три года. Продление указанного срока может предоставляться каждый раз на последующие три года с учетом работы за предшествующий период и в зависимости от целей и планов на будущее.

- при прекращении деятельности представительства соответствующий документ налогового органа должен быть направлен в Генеральную дирекцию.

Rambler's Top100