Пресс-релизы Посольства

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Турции А.Давутоглу по итогам IV заседания российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования, Москва, 27 мая 2014 года

1280-27-05-2014

Уважаемые дамы и господа,

Только что завершилось IV заседание российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования. Мы обсудили широкий круг вопросов двусторонней повестки дня, региональных и международных проблем.

Формат Совместной группы стратегического планирования действует в рамках Совета сотрудничества высшего уровня, который на протяжении последних лет убедительно подтверждает свою востребованность в качестве эффективного механизма определения путей наращивания и совершенствования многогранного российско-турецкого взаимодействия.

Мы предметно рассмотрели двусторонние отношения. В том, что касается торгово-инвестиционных вопросов, Турция входит в число ключевых экономических партнеров России. Констатировали достигнутые успехи, прежде всего, в энергетической сфере, где наше сотрудничество вышло на уровень стратегического партнерства. Динамично развиваются прямые контакты между предпринимателями наших стран.

У нас есть решимость делать все, что зависит от внешнеполитических ведомств, для содействия достижению поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом задачи довести в ближайшие годы объем взаимной торговли до 100 млрд.долл. Констатировали успешный ход реализации проектов газопровода «Южный поток» и строительства силами российских специалистов первой в Турции атомной электростанции на площадке «Аккую».

Обменялись мнениями о нашем гуманитарном сотрудничестве. В 2014 г. в Анкаре открылся Российский центр науки и культуры. Ожидаем, что до конца нынешнего года состоится встречное мероприятие – открытие Турецкого культурного центра в Москве.

Нарастают обмены и связи на уровне регионов Российской Федерации и Турции в области образования и других гуманитарных форматов. Мы это активно приветствуем. Будем поддерживать дальнейшую работу Форума общественности двух стран, который также входит в структуру многогранного взаимодействия между нашими государствами и народами.

Рассмотрели актуальные региональные проблемы. Россия и Турция взаимодействуют по многим аспектам ситуации на Ближнем Востоке, иранской ядерной программе, кипрской проблематике. Подробно обсудили ситуацию в Закавказье, Центральной Азии, Черноморском регионе, а также отдельные аспекты отношений между Россией и НАТО. Думаю, нам был бы взаимополезен обмен мнениями об опыте отношений между нашими странами и Евросоюзом. Надеюсь, мы продолжим дискуссию по этому вопросу.

Разумеется, затронули и положение на Украине с учетом последних событий в этой стране. Выборы состоялись, мы уважаем результаты волеизъявления украинских избирателей. Однако считаем абсолютно необходимым без какого-либо промедления выполнить то, о чем договаривались в рамках Женевского заявления от 17 апреля – прекратить любое насилие. Нас тревожит, что не только выборы проходили на фоне продолжающихся боевых действий, но и сразу после их завершения киевскими властями были отданы приказы о наращивании интенсивности силовой операции. Вы знаете, что происходит в Донецке и Донецкой области, в районе аэропорта. Вопреки всем призывам и требованиям, которые звучат со стороны международных организаций, с обеих сторон есть жертвы, страдают журналисты.

Поэтому задачей номер один и проверкой на прочность киевских властей с учетом результатов президентских выборов является незамедлительное прекращение задействования армии против населения и любого насилия со всех сторон. Будем твердо выступать за это, также как и за выполнение других положений, согласованных в рамках Женевского заявления от 17 апреля, включая переход к подлинно всеобъемлющему национальному диалогу, чтобы выработать конституционную реформу, отражающую законные чаяния и особенности всех без исключения регионов страны и учитывающую интересы всех политических и этноконфессиональных групп Украины.

Рассмотрели вопросы нашего сотрудничества в рамках международных организаций - мы тесно взаимодействуем в ООН, ОБСЕ, Совете Европы. Ценим поддержку, которую наши страны оказывают друг другу на форумах в ходе дискуссий по большинству вопросов.

В целом считаем, что нынешнее заседание - важный этап подготовки к очередному V заседанию Совета сотрудничества высшего уровня под председательством Президента России В.В.Путина и Премьер-министра Турции Р.Т.Эрдогана . Рассчитываем нашей дальнейшей работой внести вклад во всемерное углубление российско-турецкого взаимодействия на благо наших стран и народов.

Вопрос (обоим министрам): Только что вы оба рассказали о хорошо развивающихся экономических отношениях. Вместе с тем, слышатся заявления западных стран по поводу введения санкций против России из-за ее позиции по украинскому вопросу. Как к этому относится Турция?

С.В.Лавров (отвечает первым): Наши торгово-экономические отношения развиваются. Мы только что подтвердили необходимость ускоренного движения к поставленной Президентом Российской Федерации В.В.Путиным и Премьер-министром Турции Р.Т.Эроганом цели довести товарооборот между нашими странами до 100 млрд. долл. в год. Россия и Турция совместно реализуют крупнейшие инфраструктурные энергетические проекты: уже упоминались АЭС на площадке «Аккую», «Южный поток» и многие другие. Турецкие компании активнейшим образом участвовали в сооружении спортивных объектов на территории России, в том числе построенных к Олимпиаде в Сочи. Сегодня мой коллега и друг А.Давутоглу подтвердил интерес турецкого бизнеса к продолжению освоения планов нашей страны в области спортивного строительства, которых у нас, как Вы знаете, немало. Турецким строителям с их опытом, дисциплиной и качеством исполнения всегда хватит работы в Российской Федерации. Экономические связи развиваются бурно, так как мы руководствуемся соображениями взаимной выгоды и уважения и отказываемся политизировать торгово-экономическую сферу.

Что касается санкций, объявленных западными странами, то, на мой взгляд, если бы не было Украины, было бы что-то еще. Задолго до начала трагических событий на «майдане», его захвата радикалами, которые требовали от оппозиции антиконституционных действий, к России уже было множество претензий, в том числе в связи с Сирией, иранской ядерной программой, Э.Сноуденом и вообще просто потому, что мы проводили Олимпиаду – а это многим не нравилось.

Такая ситуация отражает гораздо более глубинные процессы, происходящие на Западе, прежде всего под воздействием тех, кто считал, что после «холодной войны» Россия у них «в кармане». Об это очень подробно и четко говорил Президент Российской Федерации В.В.Путин «на полях» Санкт-Петербургского международного экономического форума.

Что касается конкретного воплощения санкционной политики Запада, то сначала объявили рестрикции за то, что мы выполнили историческую миссию и ответили на просьбу подавляющего большинства жителей Крыма, которые в ходе свободного волеизъявления высказались за воссоединение с Российской Федерацией. Крымчане это сделали, когда увидели, какая угроза надвигается на них со стороны захвативших власть в Киеве, когда представители ультранационалистов несколько раз пытались осуществить силовое вторжение на территорию Крыма. Только тогда жители полуострова восстали и заявили, что хотят провести референдум о независимости с последующим присоединением к Российской Федерации. За это мы были наказаны санкциями в отношении российских физических лиц, выбор которых был весьма специфическим. Об этом также говорил Президент России В.В.Путин в ходе ПЭМФ.

Далее последовали какие-то вторые списки, после чего нам стали выдвигать иные требования – заявили, что если Россия вторгнется на территорию Юго-Востока Украины, к ней будут применены жесткие экономические и финансовые санкции. Наши объяснения, что мы не собираемся этого делать и не следует пытаться представлять в качестве угрозы учения, которые мы абсолютно транспарентно проводили на своей территории в полном соответствии с международными нормами, с приглашением (по запросу) международных инспекторов и с соблюдением всех прочих требований при организации такого рода мероприятий – сначала не слышали, а потом не верили. Впоследствии вроде бы согласились, что никаких подобных планов у России не существует.

Но кому-то, видимо, очень хотелось объявить третью «волну» санкций. Нам сказали, что готовы поверить, что мы не собираемся вторгаться на Украину, но «запретили» поддерживать референдумы 11 мая в Донецкой и Луганской областях под угрозой, что за такую поддержку нас все-таки накроет третья санкционная «волна».

Наше отношение к этим референдумам вы все хорошо знаете. Президент России В.В.Путин, чтобы успокоить ситуацию на Украине, призвал отложить проведение референдумов, которые, тем не менее, состоялись. Тогда наши западные партнеры стали искать новый повод (за призыв отложить референдум наказывать трудно), который был найден в контексте президентских выборов. Нам заявляли, что если Россия сорвет проведение 25 мая выборов президента, против нее точно будут применены самые жесткие санкции. Мы не собирались срывать эти выборы. Задолго до их проведения мы изложили свое отношение к ним. Тогда появилась новая формула: «Россия не собирается срывать выборы, но, обращаю внимание на цитату, «если по какой-либо причине они не состоятся, последуют санкции». И это независимо от того, задействовала ли Россия свои рычаги или нет. Сегодня Евросовет собирается решать, какие еще меры наказания Российской Федерации могут быть предприняты.

Несколько дней назад я слышал заявление из Вашингтона, что российские действия по взиманию задолженности с Украины за поставку газа могут быть расценены как противоправные и как повод для введения третьей «волны» санкций. Я так подробно на этом останавливаюсь, потому что это все смешно. Люди явно заняты выискиванием хоть какого-то повода, чтобы продолжить оказывать на нас давление. Во-первых, все эти поводы выглядят смехотворно и ничтожно. Во-вторых, никогда еще попытки оказывать давление на Россию не приносили результата.

Мы заинтересованы в урегулировании кризиса на Украине и в сотрудничестве со всеми, кто хочет того же, но без легитимизации какой-либо одной части украинского общества, смотрящей только в одну сторону, а с учетом интересов всего украинского народа, включая законные требования жителей Юго-Востока . Об этом мы говорили и будем говорить.

Вопрос: Обращалась ли украинская сторона к России с просьбой организовать встречу Президента России В.В.Путина и П.А.Порошенко? Прорабатывается ли в настоящее время вопрос о визите П.А.Порошенко в Россию?

Не перечеркивают ли последние трагические события на Юго-Востоке Украины надежды на улучшение российско-украинских отношений и не повлияют ли они на российскую позицию в отношении состоявшихся там президентских выборов?

С.В.Лавров: Вопрос о визите П.А.Порошенко в Россию не рассматривается и не обсуждается ни по дипломатическим, ни по каким-либо другим каналам.

Что касается последних событий, напомню, что П.А.Порошенко шел на выборы с обещанием объединить страну. Вчера он сказал, что первая его поездка состоится в Донбасс. Там идет настоящая война. Сам он заявляет, что «контртеррористическую операцию» нужно поскорее закончить путем ее интенсификации. Если расчет делается на то, что до ожидаемой инаугурации П.А.Порошенко армия, используя тяжелые вооружения, национальная гвардия, «Правый сектор» и им подобные подавят сопротивление на Юго-Востоке, и он как победитель сможет въехать в Донбасс, это едва ли создаст хорошие условия для его гостеприимного приема в Донецкой области.

Надо немедленно прекратить военные действия и сделать то, что украинские власти постоянно требуют от других: выполнять Женевское заявление от 17 апреля и «дорожную карту», которую Действующий председатель ОБСЕ, Президент Швейцарии Д.Буркхальтер разработал на основе данного заявления. Это предполагает немедленное прекращение любого насилия и задействования армии в операции на Юго-Востоке. Вместо этого на Украине объявляют дополнительную мобилизацию, людей загоняют в армию и национальную гвардию.

«Дорожная карта» и Женевское заявление также требуют проведения амнистии всех протестующих. Насколько я знаю, этот законопроект рассматривается. Но один закон об амнистии уже был принят 6 мая с.г. Верховной Радой и касается амнистии уголовников при условии, что они будут записываться в национальную гвардию. Мы бы очень хотели, чтобы уважаемые международные структуры, включая Венецианскую комиссию Совета Европы и другие механизмы, разобрались, насколько этот закон отвечает высоким нормам современного международного правотворчества. «Дорожная карта» также требует исключительно мирного отношения ко всем протестующим и свертывание протестов путем переговоров. Мы к этому настоятельно призываем украинские власти. Уверен, если они сделают подобный шаг, на Юге и Востоке люди на него откликнутся.

Кроме того «дорожная карта» предполагает расследование всех случаев массовой гибели людей. В свое время Совет Европы сформировал группу, которая занимается рассмотрением трагедии на «майдане» 18-20 февраля с.г. (т.н. «дела снайперов») и прочих совершавшихся там убийств. Мы неоднократно выступали за то, чтобы было проведено непредвзятое независимое расследование событий 2 мая в Одессе и 9 мая в Мариуполе. Почти 10 дней назад я написал письма Генеральному секретарю ООН, Председателю и Генеральному секретарю ОБСЕ, Генеральному секретарю СЕ, Верховному комиссару ООН по правам человека с призывом задействовать имеющиеся у них возможности, потенциал и экспертизу их организаций для обеспечения независимого расследования, прежде всего, одесской трагедии и событий в Мариуполе.

Вчера в интервью «Новой газете» П.А.Порошенко заявил, что заинтересован в международном расследовании одесской трагедии и собирается пригласить экспертов ЕС, в частности Германии, а также России, чтобы добиться полной беспристрастности в установлении фактов. Какое-то время назад представители МВД Украины заявляли о готовности привлечь экспертов из Израиля. Мы ждем, когда все заявления и обещания перейдут в сферу практических действий. Это нужно сделать срочно, пока не замели все следы, как это пытались сделать в Доме профсоюзов в Одессе.

Наблюдатели от международных организаций, в частности, парламентских ассамблей ОБСЕ и СЕ, которые следили за ходом голосования в прошлое воскресенье, завершили свои публичные оценки призывом к П.А.Порошенко употребить свой новый пост, чтобы обеспечить подлинный диалог со всеми на Юго-Востоке, не использовать ярлыки типа «террорист» и «сепаратист», а наладить по-настоящему инклюзивный диалог. Сейчас это самый главный критерий, по которому будет проверяться истинное намерение киевских властей и П.А.Порошенко персонально. Рассчитываем, что он будет действовать в интересах всего украинского народа. Если так и будет, то в лице России он найдет надежного и серьезного партнера.

Вопрос: Вы говорили об активном развитии торгово-экономических связей между Россией и Турцией, но у вас есть некоторые расходящиеся позиции по Сирии и Украине. Повлияют ли они на российско-турецкие отношения?

С.В.Лавров: Частично я привел аргументы, согласно которым, если бы не было Украины, то появилось бы что-то еще.

Несколько лет назад, еще до сирийского кризиса западные партнеры выдвигали претензии в наш адрес относительно иранской ядерной программы и заявляли, что если Россия перестанет «выгораживать» Иран, то его ядерная проблема будет быстро решена. То есть, в тот момент получалось, что все опять зависит от нас. Затем начался сирийский кризис, и снова западные партнеры взирали на нас, заявляя, что если только Россия перестанет поддерживать Президента САР Б.Асада , то сирийский кризис решится сам собой. До этого была Ливия, когда нам говорили, что мы поддерживаем М.Каддафи, оказавшегося на «неверной стороне истории», поэтому Россия в этом тоже виновата. Мне трудно сказать, кто сейчас оказался в Ливии на «правильной стороне истории». Но уж точно не те, кто привели эту страну к фактическому развалу и к тому, что она фактически стала рассадником терроризма и незаконного распространения оружия практически по всему африканскому континенту.

После того, как ситуация на Украине, созданная, как сказал Президент России В.В.Путин на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме, прежде всего, западными партнерами – ЕС и США – была заведена в тупик, нас стали обвинять во всех грехах, в частности, за поддержку легитимного Президента. Оказывается, поддерживать его было не надо, поскольку он был плохим и не нравился своему народу. К термину «народ» тоже немало вопросов – на «майдане» были представители, в том числе нацистских партий, быстро «оседлавших» возмущение нормальных мирных граждан. Поэтому мы философски относимся к тому, что сейчас Россию признают виноватой почти за каждый происходящий в мире конфликт. Единственное исключение – палестино-израильский конфликт, за сложившийся и углубляющийся тупик в котором нас пока не обвиняли. Желаем американским партнерам, взявшим на себя лидерство в решении конфликта, успехов в разблокировании возникшего тупика.

Вы упомянули, что Россия и Турция неодинаково воспринимают сирийский кризис и украинскую ситуацию. Здесь важно не полное единодушие, а то, как каждый из партнеров относится к оценкам и мнению друг друга. В наших отношениях с Турцией это является хорошим примером для всех остальных. При различиях и нюансах в подходах мы можем обсуждать Сирию, Украину или любую другую ситуацию, где пересекаются интересы России и Турции, и вести диалог не лозунгами, а абсолютно профессионально, на основе фактов, слушая друг друга и будучи готовыми не просто настаивать на своей правоте, а воспринимать позицию партнеров и корректировать свою там, где надо. В этом заключается настоящее партнерство и ценность российско-турецкого взаимодействия, а не в том, чтобы «взять под козырек» где-нибудь в рамках известных евроатлантических структур и сказать: «Есть! Слушаемся! Будем действовать согласно приказу!».

Вопрос: В ходе сегодняшних переговоров обсуждалась тема крымских татар. В Москве неоднократно заявляли о расширении их прав. Какие именно шаги будут предприняты в этом направлении?

С.В.Лавров: Наверное, Вы следите за действиями Российской Федерации по обеспечению прав всех населяющих Крым граждан, наравне с другими гражданами России. Президент России В.В.Путин подписал Указ о реабилитации, в том числе крымско-татарского народа. Предпринимаются меры и намечены конкретные планы по обеспечению преодоления всех последствий депортаций, включая, прежде всего, решение социально-экономических, бытовых, жилищных проблем, обеспечение (крымско-татарскому народу) полноценной национально-культурной автономии. Представители крымско-татарского населения входят в состав Правительства Республики Крым, занимают другие должности в структурах, обеспечивающих жизнедеятельность на территории Республики и в Севастополе. Крымско-татарский язык стал теперь одним из трех государственных языков Республики наряду с русским и украинским. Будут развиваться культура, поддерживаться школы, работать театры и другие учреждения. Все это было подтверждено 16 мая на встрече Президента России В.В.Путина с представителями крымско-татарской общины.

Будем поддерживать отношения с общественными организациями крымских татар, включая Меджлис и Совет старейшин крымско-татарского народа, «Милле Фирка » и другими объединениями. О решимости нынешних властей Крыма продвигать национальный мир и согласие говорит в том числе серия памятных мероприятий в честь 70-й годовщины решения о депортации крымских татар, прошедших в различных городах Республики 16-17 мая.

Татары, проживающие в других регионах Российской Федерации, прежде всего Татарстане, уделяют большое внимание укреплению связей с крымскими татарами. На днях Всемирный конгресс татар (организация, созданная по инициативе Республики Татарстан) подписал Документ о сотрудничестве с Меджлисом крымско-татарского народа. На государственном, федеральном и местном региональном уровнях, а также по линии общественных движений внимание к этим вопросам максимальное. Убежден, чаяния крымских татар услышаны, и будет сделано все для их удовлетворения.

Вопрос: Как МИД России отслеживает обстоятельства расследования гибели под Славянском российского гражданина А.Миронова, который сопровождал итальянского журналиста в качестве переводчика? С какими трудностями со стороны киевских властей сталкивается МИД России при возвращении тел погибших?

С.В.Лавров: Обстоятельства этой трагедии проясняются пока без каких-либо конкретных сообщений для СМИ, России и Италии как стран гражданства А.Миронова и корреспондента А.Роччелли. Руководство Секретариата ОБСЕ, включая Представителя ОБСЕ по вопросам свободы СМИ, выступили с настоятельными призывами незамедлительно расследовать произошедшее. Идет соответствующая работа.

Надеюсь, в отличие от других инцидентов, меры будут приняты максимально оперативно. Для нас сейчас самое главное – обеспечить вывоз тел погибших. Мы работаем в тесной координации с итальянскими коллегами, так как только действуя сообща, это можно сделать максимально эффективно. Тела находятся в морге г.Славянска. Оптимальным был бы вариант доставки их по воздуху или в Киев, а потом на родину. Вам известно, что происходит в Донецкой области, в частности, в Донецке, на аэродроме. В этих условиях вариант транспортировки по воздуху категорически исключен. Мы с итальянскими коллегами с помощью наших загранучрежнений на Украине и местных властей согласовали техническую сторону вывоза тел наземным путем. Для этого есть необходимый специально оборудованный транспорт. Из-за продолжающихся боев наземный маршрут также не безопасен. Этим занимаются представители ОБСЕ, помогая согласовать какую-то паузу или иной способ обеспечения гарантированного ненападения на транспорт, который мог бы вывезти тела погибших.

Сегодня мы также обсуждали ситуацию с пропажей четверых наблюдателей ОБСЕ, в том числе одного гражданина Турции. В этой связи я вновь хотел бы через СМИ привлечь внимание к тому, что меморандум между Украиной и ОБСЕ, который обеспечивает права, иммунитеты и привилегии сотрудников данной миссии на Украине, до сих пор не ратифицирован Верховной Радой. Пока нет формально-правовой основы для требования немедленных мер по поиску и обеспечению безопасности пропавших сотрудников миссии ОБСЕ. Нужно, чтобы украинские власти, особенно теперь, когда П.А.Порошенко заявляет, что решит все проблемы, начали хотя бы с ратификации меморандума, призванного обеспечить безопасность и иммунитеты наблюдателей ОБСЕ на территории Украины.