Пресс-релизы Посольства

О 20-летии принятия Конституции Российской Федерации

12 декабря 1993 года исполняется 20 лет со дня принятия Конституция Российской Федерации.

История становления конституционализма в России уходит своими корнями в первую половину XIX века. К числу первых конституционных проектов в России можно отнести «План государственного преобразования» М.М.Сперанского (1809 г.) и «Государственную уставную грамоту Российской империи» Н.Н.Новосильцева (1818 г.). Сперанский в своем проекте выдвигал идею конституционной монархии, ограниченной парламентом. Под конституцией он понимал государственный закон, «определяющий первоначальные права и отношения всех классов между собой».

Однако идеи конституционных преобразований в России того времени остались нереализованными. Первая отечественная конституция появилась лишь в 1918 г. Дальнейшее конституционное развитие характеризовалось ломкой имперской системы и формированием основ нового строя. За весь советский период было принято 4 конституции.

Конституция Российской Федерации была принята на референдуме 12 декабря 1993 года, став пятой конституцией в новейшей истории России с 1918 года.

Конституция 1993 г. стала одним из главных достижений постсоветской эпохи. Она закрепила прочность государственных конструкций и одновременно сохранила пространство для свободы внутри этих базовых устоев, чего не было в предыдущих, советских вариантах конституции. В новом документе был заложен тот правовой фундамент, который обеспечил политическую, экономическую, социальную целостность государства. Конституция стала системным выражением основных юридических ценностей, которые определяют лицо новой и исторически преемственной России. Среди них - права и свободы человека; верховенство права, справедливость и равенство; демократическое, федеративное, правовое и социальное государство; разделение властей, парламентаризм; правовая экономика.

Закрепляя основополагающий демократический принцип разделения властей, Конституция определяет три ветви государственной власти: законодательную, исполнительную и судебную. Удержанию государственной власти в рамках конституционных норм служит содержащийся в документе механизм сдержек и противовесов. Задача Президента как главы государства и гаранта Конституции - обеспечивать взаимодействие и согласованность функционирования различных органов власти; при этом суды и законодательные органы посредством присущих им полномочий тоже принимают меры для выполнения этой важнейшей задачи.

В новых реалиях перед Российской Федерацией встала задача построения рыночной экономики, открытого и демократического общества. Это, в свою очередь, требовало активного включения России во все мировые процессы. Конституция и ее точная, современная и гибкая интерпретация, в том числе Конституционным Судом, были призваны обеспечить интеграцию России в открытый мир и одновременно не позволить размыть российский государственный суверенитет и российские национальные интересы чужими интересами и правовым хаосом. В Конституции заложены для этого полноценные правовые возможности.

Укрепляя конституционно-правовой статус личности, глава вторая Конституции России включает в орбиту конституционно-правовой защиты прав и свобод не только граждан Российской Федерации, но и всех лиц, которые находятся на ее территории: иностранцев, лиц с двойным гражданством и лиц без гражданства. В ней установлен широкий круг политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод, отражающий принципы и нормы основополагающих международно-правовых документов, в том числе Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Международного пакта о политических и гражданских правах человека 1966 года, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

Конституция Российской Федерации исполнила поставленные перед ней конституционно-правовые задачи, обеспечив смену общественно-экономической формации, сохранив единство государства, создав условия для полноценного развития и открытости миру уникального социально-экономического, интеллектуального и духовного потенциала России.