Интервью, выступления, статьи Посла

Стенограмма пресс-конференции и ответов на вопросы СМИ
Посла России в Турции В.Е.Ивановского
(Анкара, 27 августа 2008 г.)

В.Е.Ивановский: Уважаемые друзья, коллеги, представители средств массовой информации,

Позвольте приветствовать Вас в Посольстве и изложить соображения российского руководства в связи с признанием нашим государством независимости Южной Осетии и Абхазии. Официальное заявление Министерства иностранных дел Российской Федерации по этому вопросу будет распространено. Сейчас я хотел бы озвучить его основные положения. Затем я готов ответить на Ваши вопросы.

Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, сознавая свою ответственность за обеспечение выживания их братских народов перед лицом агрессивного, шовинистического курса Тбилиси.

Агрессивным нападением на Южную Осетию в ночь на 8 августа 2008 года, повлекшим многочисленные человеческие жертвы, в том числе среди миротворцев и других российских граждан, подготовкой аналогичной акции против Абхазии М.Саакашвили сам поставил крест на территориальной целостности Грузии. Постоянно применяя грубую военную силу против народов, которых, по его словам, он хотел видеть в составе своего государства, М.Саакашвили не оставил им иного выбора, кроме как обеспечивать свою безопасность и право на существование через самоопределение в качестве независимых государств.

Нельзя не упомянуть и о той роли, которую сыграли те, кто все эти годы потакал милитаристскому режиму М.Саакашвили, отговаривал его от принятия обязательств по неприменению силы и создавал у него комплекс безнаказанности.

Учитывая обращения югоосетинского и абхазского народов, парламентов и президентов двух республик, мнение народа России и позицию обеих палат Федерального Собрания, Президент Российской Федерации принял решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии и о заключении с ними договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи.

При принятии этого решения российская сторона опиралась на положения Устава ООН, Хельсинкского заключительного акта, других основополагающих международных документов, включая Декларацию 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами. Необходимо подчеркнуть, что в соответствии с этой Декларацией каждое государство обязано воздерживаться от каких-либо насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость, соблюдать в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов и иметь правительства, представляющие весь народ, проживающий на данной территории. Нет никаких сомнений, что режим М.Саакашвили никак не соответствует этим высоким стандартам, установленным мировым сообществом.

Спасибо за внимание. Теперь я готов ответить на Ваши вопросы.

Вопрос: Как известно, Турция предпринимает ряд дипломатических усилий для разряжения ситуации на Кавказе. Турецкой стороной предложен проект создания Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе. Вчера в Москве прошли переговоры заместителя министра иностранных дел Турции У.Чевикоза с заместителем министра иностранных дел России В.Г.Титовым. На следующей неделе в Турцию пребывает министр иностранных дел России С.В.Лавров. Также известно, что Турция на основании положений Конвенции Монтрё разрешила военным кораблям НАТО пройти в Черное море. Не могли бы Вы охарактеризовать эти шаги Турции, а также позицию турецкого руководства по отношению к происходящим событиям.

В.Е.Ивановский: Вчера Министерством иностранных дел Турции был распространен пресс-релиз. Он состоит, по сути, из двух предложений. Подчеркивается необходимость поддержания суверенитета и территориальной целостности Грузии, а также в этом официальном заявлении содержится призыв к урегулированию всех существующих в регионе проблем мирным путем и дипломатическими средствами. Мы ничего не имеем против решения вопросов посредством переговоров и отнюдь не подвергаем сомнению суверенитет Грузии.

Что касается предложения Турции относительно Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе, то действительно вчера в Москве велось обсуждение этой темы. Еще ранее, в ходе телефонного разговора министров иностранных дел России и Турции 22 августа, был согласован визит С.В.Лаврова в Стамбул в начале сентября.

Что касается прохода военных кораблей через Черноморские проливы и, в связи с этим, Конвенции Монтрё, то здесь позиции России и Турции идентичны. Мы, как и Турция, считаем Конвенцию абсолютно приемлемой для современного мира и выступаем за то, чтобы она и далее продолжала действовать. Все стороны, в том числе и те, которые не подписались под этим документом, должны соблюдать её принципы. Российская Федерация стремится в полном объеме учитывать положения Конвенции Монтрё при уведомлении о проходе российских кораблей. Еще раз хочу подчеркнуть, что по этому вопросу мы наблюдаем полное совпадение наших позиций с позициями турецкой стороны.

Вопрос: Уважаемый господин Посол, Вы отметили, что при принятии решения о признании независимости Южной Осетии и Абхазии Москва руководствовалась соответствующими международными документами. Однако известно, что мир отреагировал на эту новость весьма неоднозначно: США, страны ЕС осудили данное решение. Удастся ли, по Вашему мнению, Южной Осетии и Абхазии в ближайшем будущем завоевать международную поддержку?

В.Е.Ивановский: Да, действительно, со стороны мировых лидеров мы услышали много негативных заявлений в отношении этого шага. Но проблема в том, что они носят эмоциональный характер, а мы говорим на языке фактов. Мы буквально упрашивали Тбилиси, и в этом, кстати, нам помогали наши американские партнеры, не предпринимать в зоне конфликтов никаких действий, которые могли бы привести к угрозе применения силы. И что мы получили в ответ? В то время, когда многие мировые лидеры, в том числе Председатель Правительства России В.В.Путин, находились в Пекине, а Президент России Д.А.Медведев пребывал в краткосрочном отпуске, ночью, абсолютно по-бандитски, руководство Грузии начало страшные обстрелы мирного населения Южной Осетии и российских миротворцев. Посол США в Москве подтвердил, что Вашингтон неоднократно, в том числе, накануне нападения Грузии на Южную Осетию, предупреждал Саакашвили не делать этого. Однако последний игнорировал эти призывы. В результате – сотни убитых и раненых, тысячи беженцев. Говоря другими словами, сам Саакашвили вынудил Москву пойти на шаг признания.

Вопрос: Позиция России по вопросу «Турецкой Республики Северный Кипр» («ТРСК») известна: Москва считает невозможным для себя признание независимости этого государства. Нет ли здесь противоречий?

В.Е.Ивановский: Позиция Москвы по поводу признания «ТРСК» - это и единая позиция всего мирового сообщества. Она выражена в соответствующих резолюциях ООН. Откровенно говоря, я не хотел бы сейчас глубоко вдаваться в эту проблему. Дело в том, что, как Вы знаете, 3 сентября начнутся прямые переговоры между представителями двух кипрских общин. Любые комментарии по этой очень деликатной теме были бы сейчас контрпродуктивны. Хочу также подчеркнуть, что тема «ТРСК» постоянно присутствует в повестке российско-турецких политических контактов.

Встреча министров, которая состоится в Стамбуле в начале сентября, станет третьей встречей министров иностранных дел наших стран за последние шесть месяцев. Политический диалог между Москвой и Анкарой развивается чрезвычайно активно. Это полезно с точки зрения нахождения решений и поиска мирных путей, в том числе для снижения напряженности на Кавказе и в Черноморском регионе. Мы удовлетворены тем, что по многим региональным и международным вопросам наши позиции либо близки, либо совпадают.

Вопрос: Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, продемонстрировав тем самым уважение к решению народов этих республик. Почему таким же образом России не продемонстрировать уважение к решению народа и руководства Косово о провозглашении независимости?

В.Е.Ивановский: Понимаете, в международном праве есть принцип права наций на самоопределение и принцип территориальной целостности государства. В случае Косово был как раз нарушен сохранявшийся в Европе в течение почти 60 лет принцип сохранения территориальной целостности. Мы были против этого. Скажу больше: в 2002 – 2003 годах я являлся Послом России в Белграде и в беседах с американскими коллегами предупреждал их, что движение к независимости Косово приведет к очень тяжелым последствиям для всего европейского континента. Тогда, кстати, в беседах я упоминал и кипрский угол, на что мои американские коллеги отвечали, что это, мол, совершенно другой вопрос, регулируемый ООН и там, дескать, совсем другой международный порядок. Как известно, наши рассуждения и аргументы против признания независимости Косово не были приняты во внимание. И был создан международный прецедент.

Лично я могу предположить, что ситуация будет развиваться следующим образом. Вряд ли Косово будет признано подавляющим большинством международного сообщества. Мы, конечно, не строим иллюзий и по поводу международного признания Южной Осетии и Абхазии. Вряд ли оно будет носить глобальный характер. Поэтому международному сообществу какое-то время придется прожить с таким статусом Косово, Абхазии, Южной Осетии и северного Кипра. Но предупреждения России, сделанные в начале 2000-х годов, стали оправдываться. Это объективный ход развития общества.

Вопрос: Как, по Вашему мнению, на практике может быть осуществлен проект Турции по созданию Платформы стабильности и сотрудничества на Кавказе? Можно ли предполагать, что контакты, например, между Ереваном и Анкарой по этому вопросу будут вестись при посредничестве Москвы?

В.Е.Ивановский: В идее, выдвинутой премьер-министром Турции Р.Т.Эрдоганом, заложено очень хорошее начало. Его основа – развитие сотрудничества, укрепление безопасности в регионе странами этого региона. И в Москве, и в Анкаре понимают, что за ночь такие проблемы не решить. Естественно мы понимаем, что усадить за стол переговоров представителей Еревана и Баку, Анкары и Еревана, Москвы и Тбилиси не так-то просто. Но я, например, знаю, где такая встреча могла бы состояться, скажем, в рамках ОЧЭС, ведь ежегодно в октябре проходит встреча министров иностранных дел стран-участниц. Главное – иметь волю и видеть перспективу. И поверьте, и российские, и турецкие дипломаты понимают всю сложность этой задачи. И иллюзий у нас нет. Мы прагматичные люди.

Вопрос: Возможна ли аннексия Россией территории Южной Осетии и Абхазии в дальнейшем?

В.Е.Ивановский: Речи об этом не идет. Если говорить о последовательности наших шагов, то она будет следующей. Будут установлены дипломатические отношения между Москвой, Цхинвалом и Сухумом. Будет подписан ряд двусторонних соглашений, касающихся развития экономического сотрудничества и обеспечения безопасности в регионе.

Вопрос: Вопрос касается двусторонних российско-турецких отношений. Известно, что в последнее время турецкие экспортеры сталкиваются с серьезными трудностями на российской таможне. Говорят, что беспрецедентные меры по проверке ввозимой в Россию продукции предпринимаются российскими таможенными органами исключительно к туркам. Как Вы можете прокомментировать эту ситуацию?

В.Е.Ивановский: Да, действительно возникла таможенная проблема в наших двусторонних отношениях. Я ее отношу к проблеме роста товарооборота между нашими странами, который ежегодно составляет около 25-30 %. По предварительным оценкам турецкой стороны, в этом году он может достигнуть 38 млрд. долларов США. Конечно, на фоне такого бурного роста могут возникать различные трудности. Объемы импорта из Турции очень высоки, вот и создается впечатление, что страдают преимущественно турки.

Естественно, речь не идет о каких-то мерах по отношению только к Турции. Речь идет о наведении порядка в очень чувствительной и, к сожалению, подверженной коррупции, сфере деятельности государства. В рамках объявленной нашим руководством борьбы с коррупцией и таможенные органы подвергаются сильнейшему контролю. Также необходимо отметить, что одна из причин – в отдельных недобросовестных экспортерах. К сожалению, случаев, когда реально ввозимая продукция не совпадает с тем, что указано в документах, очень много. Помните недавний кризис с поставками турецкой сельскохозяйственной продукции в Россию. Многие турецкие производители сами говорили нам, что причина – в некоторых недобросовестных экспортерах, с которыми они также пытаются бороться.

Этот вопрос находится на контроле российского правительства. Он обсуждался и в ходе телефонного разговора Министра иностранных дел России С.В.Лаврова с Министром иностранных дел Турции А.Бабаджаном, и мной лично с государственным министром К.Тюзменом. К сожалению, проблема переходит из экономической плоскости в политическую. Однако могу заверить, что необходимая работа по преодолению этих трудностей ведется. Мы тоже очень дорожим нашими торгово-экономическими связями с Турецкой Республикой.

Представители СМИ: Большое спасибо за пресс-конференцию.

В.Е.Ивановский: Спасибо за внимание.

27 августа 2008 года