Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

16.06.04. Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова Анатолийскому информационному агентству, Стамбул, 16 июня 2004 года

В России неизменно придают важное значение развитию взаимовыгодных, дружественных отношений с Турецкой Республикой. Рассматриваем вашу страну как доброго соседа, важного партнера в региональных и международных делах.

Мы удовлетворены нынешним динамичным, поступательным развитием российско-турецких связей в различных областях, настроены совместно выводить их на уровень многопланового, конструктивного партнерства. Убеждены, что это отвечало бы коренным интересам народов наших стран, способствовало бы укреплению мира и стабильности в евразийском регионе.

Вопрос: Каковы позиции России в деле урегулирования иракской проблемы, а также подходы России к последним мирным инициативам в ближневосточном урегулировании?

Ответ: С самого начала иракского кризиса Россия последовательно проводила линию на его политическое урегулирование под эгидой ООН и на базе принципов международного права. При этом мы всегда связывали будущее Ирака с созданием миролюбивого, единого и демократического государства, в котором в равной степени гарантировались бы права всех его граждан, независимо от национальной или конфессиональной принадлежности,

Принятие Советом Безопасности 8 июня 2004 г. резолюции 1546 знаменует наступление нового этапа в иракском урегулировании. 30 июня заканчивается период оккупации Ирака, перед его народом встают задачи налаживания мирной жизни. Впереди - определение будущего государственного устройства, разработка и принятие конституции, подготовка и проведение всеобщих выборов в новые институты власти. Это потребует высокой степени национального единства и последовательных усилий сформированного 1 июня Временного правительства в деле восстановления и переустройства страны.

Разумеется, международное сообщество должно предоставить Ираку необходимую помощь в решении этих задач. На это сориентирована и резолюция 1546 СБ ООН, в соответствии с которой на ООН возложена важная роль в оказании содействия иракским властям в продвижении политического процесса, реабилитации иракской экономики. Считаем существенным и положение резолюции о необходимости окончательного прояснения вопросов, связанных с нахождением на территории Ирака ОМУ, неурегулированность которых стала поводом для военной операции.

С учетом необходимости международной поддержки временных институтов власти Ирака, сложности задач переходного периода, предложение России провести международную конференцию с участием всех влиятельных политических сил страны, соседних государств и членов СБ ООН сохраняет актуальность.

Говоря о материальном вкладе России в дело иракского урегулирования, хотел бы напомнить, что практически сразу после окончания военных действий российские специалисты прибыли в Ирак, чтобы помочь восстановить жизненно важные объекты инфраструктуры и энергетики. Готовы и далее содействовать в этом новым иракским властям при условии, разумеется, обеспечения надежной безопасности для наших граждан.

Что касается инициативы А.Шарона по размежеванию с палестинцами, недавно одобренной израильским правительством, то наш принципиальный подход к ней не изменился. Предложенные меры по уходу Израиля из сектора Газа и части Западного берега р.Иордан могут сыграть важную позитивную роль в восстановлении мирного процесса. Разумеется, при этом они должны вписываться в разработанную "четверкой" международных посредников "дорожную карту" ближневосточного урегулирования, на деле вести к прекращению оккупации арабских земель и реализации, в конечном счете, идеи сосуществования двух государств - Израиля и Палестины.

Важно также, чтобы на выполнении предусмотренных мер движение к миру не остановилось, чтобы они стали частью процесса всеобъемлющего урегулирования. Убеждены, что действительно прочный мир может быть установлен только путем переговоров на общепризнанной международно-правовой базе - резолюциях 242, 338, 1397 и 1515 СБ ООН, а также мадридских принципах.

Вопрос: Ваша оценка происходящего процесса вступления Турции в ЕС в контексте "конфликта цивилизаций", в частности, на религиозной основе. Может ли это, по мнению Министра, отразиться на процессе вступления Турции в Евросоюз?

Ответ: Внимательно следим за процессами расширения ЕС, трансформации механизмов Евросоюза. Последовательно выступаем за формирование Большой Европы без разделительных линий.

В качестве крупнейшего евроазиатского государства, где представлены все основные религии, Россия решительно отвергает саму идею конфликта цивилизаций.

Вопрос: Каковы подходы России к решению кипрской проблемы?

Ответ: Россия занимает последовательную позицию в кипрском урегулировании. Мы готовы к продолжению взаимодействия как с кипрскими сторонами, так и с другими государствами в интересах достижения всеобъемлющего, жизнеспособного и справедливого урегулирования на Кипре на основе соответствующих резолюций ООН и в рамках миссии "добрых услуг" Генерального секретаря ООН.

Исходим из того, что поиск компромисса должен идти на добровольной основе с учетом законных интересов и озабоченностей всех киприотов - греков и турок.

Россия поддерживает шаги по оказанию финансово-экономической помощи туркам-киприотам при условии выработки специальных международных механизмов по ее предоставлению, не нарушающих соответствующие резолюции ООН по Кипру.

Вопрос: Существуют ли альтернативные проекты транспортировки российской нефти в обход Черноморских проливов, в том числе на основе концепции развития сети международных региональных трубопроводов?

Ответ: В последний период эта проблема обсуждается все чаще. Да это и понятно, поскольку, как вы сами отметили, она напрямую связана с необходимостью диверсификации путей транспортировки энергоносителей и, в конечном счете, с задачами обеспечения безопасного и устойчивого режима поставок нефти и нефтепродуктов на европейский рынок.

События последних месяцев вновь убеждают, что рынок реагирует на любые перебои и даже эвентуальный риск возникновения перебоев в поставках энергоносителей резким повышением цен. Это оборачивается существенными потерями для стран-импортеров, а значит и для рядовых потребителей. И, наоборот, бесперебойное функционирование путей доставки энергоносителей положительно сказывается на конъюнктуре.

Другими словами, и страны-экспортеры, и страны-импортеры выигрывают только в том случае, если возможности основных путей транспортировки нефти используются максимально эффективно, в полном соответствии с нормами международного права. Именно поэтому мы находимся в тесном контакте с турецкой стороной, проводим активные консультации с нашими коллегами из МИД Турции и других компетентных ведомств относительно того, как повысить эффективность судоходства в проливах, учитывая, что резервы для повышения их пропускной способности имеются. Кстати, такого мнения придерживаются не только наши специалисты, но и эксперты авторитетных международных институтов и организаций.

Вместе с тем, мы с большим вниманием относимся к озабоченности турецкой общественности высокой концентрацией поставок нефти танкерами через проливы. Хочу отметить, что несмотря на нехватку экспортных мощностей, Россия в ближайшие годы не предполагает существенно увеличивать поставки нефти на черноморском направлении. Как вы знаете, мы быстрыми темпами развиваем Балтийскую трубопроводную систему. Большие перспективы также имеет реализация проектов на северном направлении России для транспортировки нефти из Сибири.

Кроме того, реализация соглашения России, Белоруссии, Украины, Польши, Словакии, Венгрии и Хорватии об интеграции нефтепроводов "Дружба" и "Адрия" также будет способствовать снижению нагрузки на Черноморские проливы.

Мы внимательно изучаем другие варианты транспортировки энергоносителей в Черноморском регионе и намерены продолжить переговоры по имеющимся проектам с заинтересованными государствами.

16 июня 2004 года