Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

ОБРАЩЕНИЕ ПОСЛА РОССЙИСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П.В.СТЕГНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЧЕРНОМОРСКОГО ФОРУМА ПО ВОПРОСАМ
РАЗВИТИЯ ДЕЛОВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Стамбул, 3 марта 2004 г.

Уважаемый господин председатель,

Уважаемые участники Форума,

Рад возможности выступить перед ведущими представителями делового мира Стамбула на тему: «Деловые и инвестиционные возможности России и перспективы развития двустороннего сотрудничества».

Хотел бы вначале дать общий анализ нынешней ситуации в российской экономике. Главное из того, что сделано за последние годы, заключается в том, что удалось переломить опасные негативные тенденции предшествующего десятилетия и достичь макроэкономической стабильности. Можно констатировать, что Россия восстановила свои позиции в качестве надежного и предсказуемого делового партнера.

Практически полностью решена проблема обеспеченияединого экономического и правового пространства. Исключена угроза территориальной дезинтеграции. Масштабные преобразования начаты в системе отношений "центр - регионы — местное самоуправление", прежде всего в сфере распределения полномочий, функций, собственности, источников финансирования между уровнями власти. Общий вектор движения здесь – передача больших полномочий в регионы, что предоставляет им дополнительные возможности по развитию более эффективного взаимодействия с зарубежными партнерами.

Достигнуты устойчиво высокие темпы роста ВВП (в 2000-2003 гг. вырос почти на треть (29,5%) в реальном выражении). По оценке, в 2003 г. ВВП увеличился на 7% (среднегодовой темп роста за последние четыре года составил 6,7%).

Все последние годы постоянно снижалась инфляция. В прошлом году ее уровень составил 12% по сравнению с 36,5% в 1999 г. В текущем году по прогнозам он не превысит 10%.

Почти двукратным превышением экспорта над импортом характеризуется внешнеторговый баланс.

Удалось существенно продвинутьсяв реформировании налоговой системы. Значительно снижены ставки ряда ключевых налогов - на прибыль (с 35% в 1999 году до 24% в настоящее время), подоходного налога (введена единая ставка в размере 13%), НДС (с 20% до 18%). Введена упрощенная система налогообложения малого бизнеса, единый налог на сельхозпроизводителей. Отменен налог на пользователей автомобильных дорог и налог с продаж. В результате за период 2000-2003 гг. налоговое бремя сократилось в размере около 4 процентных пунктов ВВП.

Активно восстанавливаетсяфинансовая система , существенно возросли активы различных финансовых институтов - банков, пенсионных, инвестиционных фондов, страховых компаний. Структура активов российских банков все больше приближается к мировой практике. Преобладающим направлением деятельности банков стало кредитование промышленности и населения. Продолжаетрасти доверие населения к банкам. Только за 2003 год вклады физических лиц в банках выросли наполовину и составили около 50 млрд.долл. Начиная с этого года, вводится система страхования вкладов граждан.

Принципиально изменилась ситуацияс исполнением федерального бюджета - в 2000-2003 гг. он исполнялся со среднегодовым профицитом в размере 1,9 % ВВП.

Доходы федерального бюджета от приватизации за период 2000-2003 гг. составили около 5 млрд.долл.

Государственный долг сократился с 146,4 % ВВП на начало 1999 г. до 33% ВВП по состоянию на 1 января с.г. (в два раза ниже требований, предъявляемых к странам - членам Европейского Союза).

Можно говорить отом, чтоснята острота проблемывнешней задолженности. На конец 2003 г. отношение объема внешнего долга к ВВП составляло чуть более 26% (119,1 млрд. долл. США) вместо почти 90% на конец 1999 г. (158,4 млрд.долл. США).

Наблюдается устойчивый ростинвестиций в основной капитал (в 2003 г. - на 12,5%). Сохранение стабильно высоких темпов экономического роста. обеспечение политической и социальной стабильности, отразились на росте инвестиционной привлекательности России, в том числе международной. Значительно увеличился объем иностранных инвестиций. Прямые иностранные инвестиции в 2003 г. оцениваются в 6 млрд. долл. (в 2000-2003 гг. средний годовой показатель составлял 4,7 млрд. долл.). На конец сентября 2003 г. накопленныйиностранный капитал в экономике России составил 53,6 млрд. долларов США. С удовлетворением констатируем, что к группе основных стран-инвесторов в российскую экономику (Германия, США, Кипр, Великобритания, Франция) уверенно приближается и Турция (объем накопленных прямых инвестиций уже превысил 1 млрд.долл.).

Прямым подтверждением успехов российской экономики стало присвоение нашей странеагентством Moody's инвестиционного рейтинга .

Российский рубль становится все более привлекательным объектом инвестирования (его курс находится примерно на уровне трехлетней давности). Началась "дедолларизация" экономики. Стабильный курс рубля, обеспеченный большими золотовалютными резервами (84 млрд. долларов США на 1 февраля с.г.), динамично развивающаяся экономика, создают предпосылки для обеспечения полной конвертируемости национальной валюты.

Серьезным фактором, повышающим привлекательность России как крупного потребительского рынка, является наблюдавшийся в последние годы и напрямую связанный с позитивными изменениями в экономике значительный рост доходов населения (выросли за 4 года более чем на 50%).

Позитивные тенденции в развитии как российской, так и, насколько мы можем судить, турецкой экономики являются хорошим стимулом к дальнейшей активизации двусторонних торгово-экономических связей. Они демонстрируют в последние годы хорошую динамику роста и играют локомотивную роль в развитии всего комплекса двусторонних отношений. Высокие оценки достигнутого в этой сфере уровня взаимодействия были даны в ходе только что завершившегося официального визита в Москву заместителя Премьер-министра, министра иностранных дел Турции А.Гюля, которого в поездке сопровождали около 150 представителей турецкого бизнеса.

Устойчивыми темпами растет объем взаимной торговли, достигшей в 2003 г. уровня 6,5 млрд.долл. (рост на 27,5%). По совокупности всех торгово-экономических составляющих Россия уверенно занимает второе место среди зарубежных партнеров Турции.

Пока не произошло ранее ожидавшейся с 1 января с.г. отмены льготного режима ввоза товаров в Россию физическими лицами, являющегося, как известно, весомым экономическим фактором для ориентированных на российских «челноков» турецких производителей и торговцев (более того, в ценовом выражении планка ввозимых беспошлинно одним лицом товаров даже была увеличена почти вдвое). Тем не менее, хотел бы со всей ответственностью еще раз ориентировать соответствующий сегмент турецкого бизнеса на необходимость серьезной переориентации пока еще работающих прежних схем “чемоданной” торговли на отвечающие современным требованиям формы: создание совместных оптово-закупочных компаний, строительство в различных российских регионах центров оптовой торговли и т.п.. Хорошим примером в этом плане является предстоящий в ближайшее время ввод в эксплуатацию оптового торгового и офисного центра в Москве, сооружаемого совместными усилиями Союза палат и бирж и Союза экспортеров Турции.

Известным действенным способом преодоления возможных торговых барьеров и повышения конкурентоспособности продукции на рынке является, как хорошо известно, ее производство непосредственно в стране-потребителе. В этой связи считаем весьма важным дальнейшее наращивание взаимных объемов инвестиционного сотрудничества , примеров которого уже немало. Можно в этой связи упомянуть инвестиции компаний “Рам” и “Энка” в сфере сетевой торговли (супермаркеты «Рамстор»), “Анадолу холдинга” в пищевой промышленности, “Шише Джам” в стекольной, “Вестель” в электронике и многих других. При этом прослеживается интересная тенденция смещения активности инвесторов из центра на периферию, где значительно более низкая стоимость таких производственных составляющих, как заработная и арендная плата, стоимость сырья, а местными властями предоставляются различные дополнительные льготы. Приветствуем в этой связи продолжение эффективной, на наш взгляд, практики организации поездок делегаций турецких бизнесменов в российские регионы для ознакомления на месте с их потребностями и возможностями.

Новым явлением становится растущий интерес солидных российских компаний к выходу на турецкий фондовый рынок и участию вместе с турецкими партнерами в приватизации выставляемых на торги государственных компаний (ТЮПРАШ, Сейдишехирский алюминиевый завод). В стадии реализации, как известно, находится совместный проект строительства завода шампанских вин в Килисе. На фоне еще недавнего бурного обсуждения здесь вопросов, связанных с объемами и ценой поставляемого российского газа, несколько в тени остался тот факт, что крупнейшей инвестицией, ориентированной на турецкий энергетический рынок и свидетельствующей о нашем стратегическом подходе к развитию сотрудничества с Турцией является трансчерноморский газопровод в рамках проекта “Голубой поток” (3,2 млрд.долл.).

Дополнительные возможности осуществления совместных инвестиционных проектов в Турции предоставляет идущий в настоящее время процесс либерализации турецкого газового рынка. В этом смысле перспективными, на наш взгляд, как для инвесторов, так и для конечных потребителей представляются варианты инвестирования в развитие соответствующей местной инфраструктуры части средств, получаемых российской стороной от продажи газа. Имеется в виду уже в самое ближайшее время обсудить данный вопрос между заинтересованными ведомствами и компаниями сторон.

По всей России активно продолжается реализация турецкими подрядными компаниями строительно-монтажных работ, общий контрактный объем которых превысил 13 млрд. долл. Турецкие подрядчики завоевали свое достойное место на российском рынке строительных услуг, закрепив за собой репутацию высококвалифицированных специалистов. Настроены на продолжение взаимовыгодного сотрудничества в этой сфере.

В свою очередь многое может быть сделано в плане совместной реализации с участием российских компаний различных инфраструктурных проектов на территории Турции (строительство электростанций, плотин, газо- и нефтепроводов, ЛЭП, транспортной сети).

Считаем важным нахождение обоюдоприемлемых развязок в вопросе увеличения объемов двусторонних автоперевозок. Одним из вероятных путей обеспечения их большей сбалансированности могло бы стать создание совместных транспортных компаний и подписание прямых договоров о сотрудничестве заинтересованных коммерческих структур двух стран. На наш взгляд, реальную основу для этого создает соглашение о сотрудничестве между российской АСМАП и турецкой Ассоциацией международных автоперевозчиков (УНД) от 12.09.02 г.

Новые перспективы для конкретного взаимодействия российского и турецкого бизнеса на региональном уровне создает концепция развития между двумя странами сотрудничества в Евразии, зафиксированная в подписанном в ноябре 2001 г. мининдел двух стран Плане действий, имеющем соответствующее экономическое измерение. Уже ведется предварительная проработка возможных сфер такого взаимодействия. Считаем, в частности, что назрела необходимость обсудить координацию действий и совместные инициативы компаний двух стран на иракском направлении.

В последние годы Турция поистине превратилась в настоящую Мекку для наших туристов. В 2003 г. ее посетило рекордное число россиян - 1,2 млн. человек и туризм, несомненно, может стать еще одной сферой активного взаимодействия компаний двух стран, в т.ч. в плане реализации совместных проектов по развитию туриндустрии в России как одного из становящихся у нас все более востребованным вида услуг.

В заключение, реагируя на поставленную организаторами задачу информировать участников Форума о дополнительных источниках деловой информации по России, хотел бы, прежде всего, ориентировать на более активное взаимодействие с отделением Торгового представительства России в Стамбуле и местным представительством ТПП РФ. Назову также ряд соответствующих интернет-адресов:

www.tpprf.ru ,
www.ivr.ru ,
www.exportsupport.ru

Благодарю за внимание.