Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

СОВМЕСТНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С.В.ЛАВРОВА И МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ТУРЕЦКОЙ РЕСПУБЛИКИ А.ДАВУТОГЛУ

25 января 2012 года в Москве под председательством Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова и Министра иностранных дел Турецкой Республики А.Давутоглу состоялось второе заседание российско-турецкой Совместной группы стратегического планирования.

В ходе встречи, прошедшей в традиционно дружественной и конструктивной атмосфере, министры подвели итоги состоявшихся в последнее время контактов между внешнеполитическими ведомствами двух стран, обсудили актуальные вопросы двусторонней повестки дня, а также мировые и региональные проблемы, имеющие важное значение для двух стран, провели обмен мнениями по темам, которые предполагается вынести на рассмотрение Совета сотрудничества высшего уровня.

1. Министры выразили удовлетворение поступательным развитием многоплановых отношений между Российской Федерацией и Турецкой Республикой, продолжением доверительного политического диалога и расширением связей по всем направлениям двустороннего сотрудничества.

2. Министры подчеркнули значимость продолжения контактов на высшем уровне для дальнейшего углубленного взаимодействия двух стран.

3. Стороны отметили важность взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества между Россией и Турцией, существенного увеличения товарооборота, наращивания инвестиционного взаимодействия, реализации таких значимых проектов, представляющих интерес для обеих стран, как сооружение атомной электростанции на площадке «Аккую», строительство газопровода «Южный поток», осуществление проекта нефтепровода Самсун-Джейхан и развития стратегического партнерства в энергетической сфере.

4. Министры с удовлетворением отметили шаги, направленные на улучшение двусторонних гуманитарных связей, в том числе в рамках Форума общественности, созданного под эгидой Совета сотрудничества высшего уровня.

5. Министры с удовлетворением отметили вклад в турецко-российские гуманитарные отношения развивающегося между двумя странами взаимодействия в области туризма и согласились с важностью дальнейшего поступательного развития сотрудничества в этой сфере.

6. Министры заявили о важности поддержания конструктивных контактов между внешнеполитическими ведомствами двух стран и расширения регулярных консультаций на уровне первых заместителей министров иностранных дел, заместителей министров иностранных дел, а также руководителей департаментов министерств иностранных дел двух стран.

7. Стороны отметили близость или совпадение позиций по целому ряду важных вопросов международной повестки дня. Это служит гарантией углубления сотрудничества как в двустороннем формате, так и в рамках ООН, ОБСЕ, ОЧЭС, а также на других международных площадках.

8. Главы внешнеполитических ведомств подчеркнули ключевую роль ООН в обеспечении, сохранении и поддержании международного мира, стабильности и благополучия, борьбе с глобальными проблемами и вызовами современности – терроризмом, в том числе в пресечении источников его финансирования, незаконным оборотом наркотиков и транснациональной трансграничной преступностью – а также усилиях по обеспечению устойчивого развития.

9. Они констатировали, что эффективными инструментами солидарного ответа на новые глобальные вызовы становятся механизмы многостороннего взаимодействия, основанные на принципах равноправия и взаимного учета интересов участников, имеющих общие цели. Стороны рассматривают «Группу двадцати» как главный форум международного экономического сотрудничества входящих в него государств. Она должна на длительную перспективу остаться важным инструментом реформирования международной финансово-экономической системы на более демократических и справедливых началах. С учетом нарастания кризисных тенденций в мировой экономике «Группа двадцати» должна наращивать свой антикризисный потенциал, действуя совместно с МВФ, региональными банками и стабилизационными финансовыми механизмами.

Принимая во внимание предстоящее председательство Российской Федерации в «Группе двадцати» в 2013 году и Турецкой Республики – в 2015 году, главы внешнеполитических ведомств двух стран сошлись во мнении о необходимости наращивания взаимного сотрудничества по всем вопросам перспективной повестки дня «Группы двадцати».

10. Министры выразили удовлетворение завершением переговорного процесса по присоединению Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО) и сошлись во мнении, что вступление России в ВТО окажет позитивное воздействие на российскую экономику и торговые отношения между Российской Федерацией и Турецкой Республикой.

11. Стороны подтвердили решимость России и Турции поддерживать и укреплять международный режим ядерного нераспространения на основе ДНЯО и трех его основополагающих составляющих – ядерного нераспространения, ядерного разоружения и использования атомной энергии в мирных целях. В этом контексте они выразили поддержку реализации рекомендаций, изложенных в Заключительном документе, принятом на основе консенсуса на Обзорной конференции 2010 года по рассмотрению действия ДНЯО, и надежду на участие и внесение конструктивного вклада со стороны всех государств Ближнего Востока в ходе конференции, проводимой в 2012 году в соответствии с решениями Обзорной конференции, по вопросу о создании на Ближнем Востоке зоны свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения и средств его доставки.

12. Министры поддерживают политико-дипломатические методы противодействия распространению ОМУ и средств доставки, включая баллистические ракеты, и в этом контексте выступают за придание глобального характера обязательствам по Договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности.

13. Министры выразили надежду на активное и конструктивное развитие интеграционных процессов во всех регионах мира и сошлись во мнении, что укрепление регионального уровня глобального управления является необходимой предпосылкой формирования нового мироустройства, условием для обеспечения мира и стабильности. Подчеркнуто, что налаживание региональной интеграции, объединение на этом направлении усилий и ресурсов имеет особое значение при решении региональных проблем.

14. Министры договорились провести в течение 2012 года в Москве очередные двусторонние консультации по проблематике антитеррористического и антикриминального сотрудничества в межведомственном формате. Подтвердили, что двусторонний консультационный механизм по данной тематике вносит важный вклад в наше сотрудничество в сфере безопасности. Была достигнута договоренность ускорить подготовку к подписанию Меморандума по сотрудничеству в борьбе с терроризмом, активизировать работу по согласованию межведомственного соглашения о взаимодействии в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

15. Главы внешнеполитических ведомств подтвердили настрой на развитие взаимодействия в рамках Совета Европы с целью повышения его авторитета в системе европейских институтов, укрепления роли Совета как ведущего многопрофильного общеевропейского формата межправительственного сотрудничества, ключевой Организации, обеспечивающей за счет своих уникальных конвенционных механизмов единство правового и гуманитарного пространств.

16. Министры подтвердили приверженность идее общего и неделимого евроатлантического пространства безопасности и стабильности, основанного на принципах сотрудничества. Исходя из такого понимания, они выразили намерение взаимодействовать в направлении совершенствования и укрепления в соответствии с современными потребностями архитектуры евроатлантической безопасности и основных международных положений, формирующих эту архитектуру. Принимая во внимание взаимосвязанность безопасности НАТО и России, выразили заинтересованность в наращивании усилий по дальнейшему расширению и углублению политического диалога и практического сотрудничества в рамках Совета Россия-НАТО.

17. Стороны отметили важность проведения регулярных консультаций по проблематике отношений с ЕС в двусторонних контактах и в ходе различных международных мероприятий.

18. Министры сошлись во мнении, что процессы перемен и трансформации, происходящие в государствах Ближнего Востока и Северной Африки, основаны на справедливых и законных требованиях их народов. Поиск путей урегулирования возникших в регионе кризисов необходимо вести в рамках международного права и исключительно мирными средствами, без применения силы, путем налаживания широкого национального диалога при уважении независимости, территориальной целостности, национального единства и суверенитета стран региона. Стороны поддерживают усилия ЛАГ, направленные на мирное урегулирование в Сирии.

Еще раз подчеркнуто единство мнений относительно того, что происходящие в странах Ближнего Востока и Северной Африки фундаментальные изменения и преобразования не должны приводить к игнорированию других проблем, в особенности - арабо-израильского конфликта. Стороны подтвердили приверженность достижению всеобъемлющего, справедливого и прочного арабо-израильского урегулирования на международно-правовой базе, включая соответствующие резолюции СБ ООН, Мадридские принципы и Арабскую мирную инициативу.

19. Министры высказались в пользу наращивания усилий по стабилизации ситуации на Балканах и в этой связи подтвердили обязательства в отношении сохранения закрепленных Дейтонским Мирным соглашением независимости, территориальной целостности, суверенитета и конституционного устройства Боснии и Герцеговины, а также намерения содействовать ее развитию в качестве демократического государства. Стороны исходят из того, что компетентными международными форумами для обсуждения проблем, связанных с Боснией и Герцеговиной являются Совет Безопасности ООН и Совет по выполнению Мирного соглашения (СВМС), а также его Руководящий комитет и отвергли односторонние действия в обход этих форумов. Стороны договорились о поддержании регулярного диалога и координации своих действий по проблемам, связанным с Боснией и Герцеговиной, в рамках РК СВМС и на двусторонней основе.

Министры поддержали продолжение диалога между Белградом и Приштиной по Косово.

20. Министры подтвердили, что решение кипрской проблемы возможно исключительно в рамках ООН и путем достижения политического урегулирования, опирающегося на взаимное согласие двух сторон, и что справедливое и прочное урегулирование на Кипре внесет существенный вклад в обеспечение мира и стабильности в Восточном Средиземноморье и регионе в целом.

21. Стороны выразили озабоченность в связи с ситуацией, складывающейся вокруг ядерной программы Ирана, а также, ссылаясь на заявление, сделанное 21 сентября 2011 года Высоким представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности К. Эштон от имени Германии, Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции, подчеркнули, что всеобъемлющее и долгосрочное урегулирование проблемы, связанной с иранской ядерной программой, возможно исключительно дипломатическими средствами через возобновление переговоров без предварительных условий и на основе поэтапности и взаимности. Стороны выразили убежденность в том, что дополнительные и, в частности, односторонние санкции в отношении Ирана не будут способствовать решению проблемы. Подтверждая законное право Ирана на использование атомной энергии в мирных целях при соблюдении им своих обязательств в соответствии с ДНЯО, стороны высказали свою поддержку наращиванию между Ираном и МАГАТЭ диалога и сотрудничества для обеспечения доверия международного сообщества к исключительно мирному характеру иранской ядерной программы.

22. Министры выразили обеспокоенность ситуацией, складывающейся вокруг Ирана, по вопросу обеспечения судоходства в Ормузском проливе. Они сошлись во мнении, что развитие событий по конфронтационному сценарию на фоне общей нестабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке чревато серьезными негативными последствиями не только для стран сопредельного региона, но и для международного сообщества в целом. Министры призвали стороны проявлять сдержанность, избегать заявлений и действий, ведущих к эскалации напряженности.

23. Министры подтвердили, что превращение Черноморского региона в пространство сотрудничества, безопасности и процветания является обязанностью прибрежных государств, и отметили в этой связи важность продолжения взаимодействия в вопросах укрепления безопасности и сотрудничества в Черноморском регионе в рамках «Черноморской военно-морской группы оперативного взаимодействия» («Блэксифор»), а также операции «Черноморская гармония», созданной с целью обеспечения военно-морской безопасности на Черном море, и Документа о мерах укрепления доверия и безопасности в военно-морской области на Черном море. Стороны выразили удовлетворение в связи с развитием двустороннего сотрудничества по линии военно-морских сил.

24. Стороны высоко оценили внесенный за последние двадцать лет на основе принципа решающей роли стран региона вклад Организации Черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), прежде всего в развитие экономического взаимодействия, а также укрепление мира, стабильности и благосостояния в Черноморском регионе и выразили убежденность в том, что 20-летний юбилей создания ОЧЭС станет исторической вехой и предоставит возможность странам-членам подтвердить свою политическую волю в отношении укрепления сотрудничества. Стороны приняли решение о проведении регулярных консультаций по дальнейшему совершенствованию взаимодействия в рамках ОЧЭС. Турецкая сторона информировала о намерении организовать в Стамбуле саммит по случаю двадцатилетия образования ОЧЭС. Российская сторона приняла это к сведению. Стороны договорились о совместной актуализации принятого в 2001 г. на Московском заседании СМИД документа «Экономическая повестка дня ЧЭС на будущее» в свете последних глобальных и региональных событий, с тем, чтобы зафиксировать видение перспектив развития Организации и ее деятельности на предстоящее десятилетие. Была также подчеркнута важность того, чтобы Европейский Союз рассматривал ОЧЭС как основного партнера при реализации своих инициатив многостороннего сотрудничества в Черноморском регионе.

25. Министры обменялись мнениями по ситуации на Южном Кавказе. Было подтверждено общее стремление к обеспечению атмосферы устойчивого мира, безопасности и стабильности в регионе. Стороны исходят из того, что все кавказские государства должны воздерживаться от применения силы или угрозы силой, придерживаться исключительно мирных способов урегулирования конфликтов в регионе. Министры констатировали важность развития гуманитарных, культурных и торгово-экономических связей, как фактора установления и укрепления добрососедских отношений в регионе.

26. Стороны подчеркнули заинтересованность в скорейшем решении проблемы Нагорного Карабаха. Выражена надежда на то, что работа, проводимая Арменией и Азербайджаном по урегулированию нагорно-карабахского конфликта при посредничестве Минской Группы ОБСЕ в скором времени принесет свои результаты. Министры подтвердили убежденность в неприемлемости сохранения существующего статус-кво, констатировали наличие возможности достичь мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта на основе принципов, содержащихся в Уставе Организации Объединенных Наций, Хельсинкском Заключительном акте, а также положений совместных заявлений руководителей стран – сопредседателей Минской Группы ОБСЕ, сделанных в Аквиле в июле 2009 года, в Мускоке в июне 2010 года и в Довиле в мае 2011 года. Стороны подтверждают, что дополнительный импульс развитию мирного процесса придало Совместное заявление президентов Азербайджанской Республики, Республики Армения и Российской Федерации по нагорно-карабахскому урегулированию от 23 января 2012 года. Было подтверждено намерение России и Турции продолжать использовать свой потенциал для оказания стабилизирующего воздействия на ситуацию в зоне конфликта.

27. Министры обменялись мнениями о возможном взаимодействии по развитию более тесного сотрудничества в обладающем большим потенциалом Центральноазиатском регионе, и пришли к единому мнению по вопросу поддержания там стабильности и безопасности.

28. Министры отметили, что оба государства предпринимают усилия по стабилизации в Афганистане и считают крайне важным региональное сотрудничество по этому вопросу.

Стороны в контексте регионального сотрудничества подтвердили приверженность развитию и совершенствованию взаимодействия в рамках уже сложившихся и хорошо зарекомендовавших себя структур регионального сотрудничества, в т.ч. ШОС, ОИС, РЕККА, ЕврАзЭС, ОДКБ, СВМДА. В этом контексте подчеркнута важность реализации мер доверия, одобренных на региональной конференции по Афганистану в Стамбуле в ноябре 2011 года.

Министры согласились, что процесс примирения в Афганистане должен реализоваться при руководящей роли самих афганцев и безусловном соблюдении вооруженной оппозицией трех основных принципов: сложения оружия, признания Конституции ИРА и окончательного разрыва связей с «Аль-Каидой» и другими экстремистскими организациями.

29. Министры, принимая во внимание возрастающее значение азиатско-тихоокеанского региона и его важность с точки зрения обеспечения мира во всем мире, обратили внимание на необходимость развития сотрудничества со странами региона. Стороны высказались в пользу скорейшего возобновления шестисторонних переговоров по ядерной проблеме Корейского полуострова, урегулирование которой привело бы к положительным процессам в Азиатско-тихоокеанском регионе, прежде всего в Северо-Восточной Азии, и во всем мире. Стороны рассчитывают, что реализация проекта строительства газопровода из Российской Федерации в Республику Корея через территорию КНДР будет способствовать обеспечению мира и стабильности на Корейском полуострове.

30. Министры констатировали полезность и эффективность работы Совместной группы стратегического планирования и сошлись во мнении, что Группа является удобным механизмом для проведения углубленного и конструктивного обмена мнениями по широкому спектру вопросов повестки дня, поиска новых направлений взаимодействия двух стран и подготовки предложений к заседаниям Совета сотрудничества высшего уровня.