Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

Участие Председателя Правительства России В.В.Путина в заседании Саммита СВМДА в Стамбуле

8 июня с.г. Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин принял участие в заседании Саммита Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии в г.Стамбуле, Турция.

Выступление В.В.Путина:

Уважаемый господин Председатель, уважаемый коллега, Президент Турецкой Республики! Дамы и господа!

Должен сказать, что мне уже не первый раз приходится участвовать в мероприятиях подобного рода и в предыдущих саммитах. Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии И не могу не отметить, что авторитет этого форума, ориентированного на обсуждение вопросов безопасности и стабильности в огромном Евразийском регионе существенно укрепился. Во многом этот процесс достигнут благодаря казахстанскому председательству и усилиям Президента Казахстана господина Назарбаева , которому принадлежала и сама инициатива, сама идея создания этого форума.

В фокусе внимания Совещания всегда находились перспективные проекты сотрудничества и развития в Азии, ключевые межрегиональные и региональные проблемы, возникающие угрозы и вызовы.

К сожалению, общая ситуация в регионе не становится стабильнее. К застарелым конфликтам прибавились многие трансграничные риски, такие как экстремизм, терроризм, наркопреступность, опасность распространения оружия массового уничтожения, морское пиратство. Эти риски множатся, они, можно сказать, мутируют, переплетаются между собой, порождая и нестабильность, и напряженность. Противостоять им можно только сообща, укрепляя доверие, руководствуясь принципами взаимной ответственности и учета интересов друг друга. Именно такой логики придерживалась, и будет придерживаться моя страна.

Приходится констатировать, что серьезным дестабилизирующим фактором по-прежнему остается ближневосточная проблема. Трагический инцидент с гуманитарным конвоем для сектора Газа, гибель мирных граждан вызвали новое обострение обстановки. Глубоко обеспокоены столь грубым нарушением общепризнанных норм международного права. Считаем, что сейчас главное - сбить накал страстей, тщательно и всесторонне во всем разобраться, провести необходимое расследование. Нельзя допустить, чтобы на Ближнем Востоке вспыхнул новый пожар.

В то же время мы выступаем за скорейшее прекращение блокады сектора Газа, а также за реальные шаги по облегчению гуманитарной обстановки на палестинских территориях.

Еще один источник нестабильности - ситуация на афгано-пакистанском приграничье. Здесь прочно обосновались международные террористические структуры, получающие мощную финансовую подпитку, в том числе за счет наркодолларов.

Хочу подчеркнуть: проблема производства и контрабанды афганских наркотиков давно переросла региональные рамки и представляет из себя глобальную угрозу. По оценкам ООН, от афганского опиума и героина мир уже потерял почти миллион человеческих жизней. Повторю еще раз, это данные Организации Объединенных Наций.

Разрозненные контрмеры вряд ли способны принести ощутимый, заметный результат. На наш взгляд, многое можно сделать и с использованием инициатив Совещания по доверию в Азии. Думаю, проблема настолько серьезная, что требует специального рассмотрения в рамках Совета Безопасности ООН.

Далее. Следующая проблема тоже очень важна. Необходимо в политико-дипломатическом поле найти решение ядерных проблем Ирана, о которых говорил наш иранский коллега, всего комплекса проблем вокруг Корейской Народной Демократической Республики. И безусловно, исключительно путем конструктивных переговоров, с подключением всех заинтересованных сторон и соблюдением интересов каждого из участников этого процесса.

Кстати, наш иранский коллега только что сказал, что видит будущее мира в пессимистическом ключе. Между тем сотрудничество, несмотря на имеющиеся проблемы, развивается. Президент Ирана хорошо знает, а всех остальных коллег могу проинформировать, что мы заканчиваем работу по строительству атомной электростанции в иранском городе Бушер. И в августе этого года атомная электростанция будет запущена, начнет работать.

Вместе с тем мы считаем, что мы - сообща, безусловно, при самом активном участии иранской стороны - должны снять все озабоченности у международного сообщества по поводу всех аспектов характера иранской ядерной программы. И если мы будем действовать согласованно, учитывая интересы друг друга, то, мне кажется, что и в будущее будем смотреть с оптимизмом.

Очевидно, что Евразия нуждается в более совершенной архитектуре безопасности и сотрудничества. Она должна базироваться на коллективных, внеблоковых началах международного права. Прийти к этому можно путем выработки правил игры, развития механизмов регионального взаимодействия, формирования набора мер доверия, в том числе и в военной области.

Сошлюсь на пример сотрудничества России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Китайской Народной Республики. Начав с обсуждения специфических вопросов безопасности и доверия на совместных границах, мы вышли на создание большой серьезной международной организации - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), эффективные структуры которой теперь работают на расширение деловых, гуманитарных, общественных связей всех наших стран. В 2004 году ШОС выдвинула ташкентскую инициативу по формированию партнерской сети многосторонних объединений в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Это важно, учитывая, что многие региональные организации пока действуют разрозненно, без координации друг с другом, что в результате снижает отдачу от их усилий. Особый акцент в сотрудничестве региональных институтов предлагаем сделать на развитие торгово-экономических связей и инфраструктуры, на продвижение интеграционных и экономических проектов, цель которых - обеспечить процветание народов Евразии.

Считаю, что пора основательно взяться за обустройство нашего общего экономического пространства, за модернизацию экономик, промышленную и приграничную кооперацию, создание новых транспортных маршрутов, высокотехнологичных кластеров и энергетических узлов. На мой взгляд, осуществление таких многосторонних, крупных проектов в сфере энергетики, как «Голубой поток», «Южный поток», по доставке углеводородов и в страны Евросоюза, и в Азиатско-Тихоокеанский регион, включая Турцию, строительство такого проекта, как нефтепровод «Самсун -Джейхан», - все это будет способствовать повышению нашего взаимодействия и укреплению мер доверия.

Именно такие масштабные инициативы, основанные на взаимозависимости и ясном понимании общих интересов, лучше всего сближают государства, устраняют барьеры недоверия, укрепляют региональную и глобальную безопасность.

В рамках диалога о доверии в Азии Россия вместе с Казахстаном и Таиландом разработала концепцию и «Дорожную карту» поддержки деловой инициативы и содействия информационному обмену в сфере предпринимательства. Признательны партнерам за конструктивное восприятие этой идеи.

Хорошо, что обсуждение вопросов экономического сотрудничества будет продолжено на бизнес-форуме в сентябре текущего года в Таиланде. Планируем принять в нем самое активное участие.

Уважаемый господин Председатель, уважаемые участники встречи!

Уникальный формат нашей конференции олицетворяет все многообразие нашего региона, широкую палитру духовных, культурных, экономических, социальных укладов. Это действительно общее достояние и важное конкурентное преимущество региона. И главное - настрой нынешнего саммита подтверждает готовность стран-участниц выстраивать качественно новое партнерство в интересах безопасности и процветания Евразии.

Хочу поблагодарить турецких друзей за организацию нашей совместной работы, за гостеприимство, пожелать успехов. Спасибо большое за внимание.

8 июня 2010 года