Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

Интервью официального представителя МИД России А.В.Яковенко корреспонденту Московского бюро турецкой газеты "Хюрриет" Н.Хаджиоглу, 21 февраля 2004 года

Вопрос: В течение нескольких последних лет между Россией и Турцией наблюдаются отрывочные контакты на межгосударственном уровне. Станет ли, по-вашему, визит г-на А.Гюля новым этапом в углублении взаимоотношений?

Ответ: Россия придает большое значение развитию отношений с Турцией - нашим южным соседом и важным партнером в региональных и международных делах. Между нашими странами поддерживается стабильный политический диалог, в т.ч. и на высоком уровне. Руководители России и Турции встречаются на разных международных форумах, общаются по телефону, обмениваются посланиями. Поэтому говорить об "отрывочности" контактов было бы неверно.

Очевидно, что всемерное расширение российско-турецких связей, наращивание позитивной динамики в двустороннем диалоге и развитие добрососедского взаимодействия в полной мере отвечают интересам обеих сторон. В этом плане мы рассчитываем, что предстоящий 23-26 февраля официальный визит в Россию заместителя Премьер-министра, Министра иностранных дел Турции А.Гюля станет важным этапом на пути дальнейшего развития российско-турецких отношений и будет способствовать реализации того весомого потенциала сотрудничества, который имеется у наших стран.

Вопрос: Борьба с международной терроризмом одна из актуальных тем всех государств. Каковы могут быть ожидания и предложения со стороны Москвы к Анкаре?

Ответ: Россия заинтересована в самом тесном и предметном взаимодействии с Турцией в вопросах борьбы с международным терроризмом. На этом направлении у нас уже имеются существенные практические наработки. В декабре 1996 г. между правительствами России и Турции был подписан Меморандум о сотрудничестве в борьбе с терроризмом; в ноябре 1999 г. принята Российско-турецкая декларация о борьбе с терроризмом.

Полагаем, что позитивная атмосфера, сформировавшаяся в наших отношениях в последние годы, и достигнутый уровень двусторонних отношений позволяют рассчитывать на дальнейшее расширение российско-турецкого антитеррористического взаимодействия, повышение его эффективности. Это в полной мере относится и к другим вызовам и угрозам современной эпохи - сепаратизму, национальному и религиозному экстремизму, организованной преступности и т.д.

Вопрос: Долгое время в воздухе витает вопрос о совместных координированных действиях Москвы и Анкары на евразийском пространстве. Можно ли ожидать продвижения этой идеи с визитом турецкого министра?

Ответ: Россия и Турция - два важных государства евразийского региона. Состояние наших отношений во многом определяет обстановку в Евразии на протяжении вот уже более пяти веков. В ноябре 2001 года нашими странами подписан "План действий по развитию сотрудничества России и Турции в Евразии". На его основании создана Совместная рабочая группа высокого уровня (СРГВУ). Ее заседания позволяют нам открыто и конструктивно обсуждать наиболее актуальные региональные проблемы, а также намечать пути практического взаимодействия на евразийском пространстве.

Особое внимание при этом уделяется ситуации на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Регулярно обсуждаются вопросы ближневосточного урегулирования, ситуация в Ираке. В "Плане действий" в качестве областей и направлений двустороннего сотрудничества упоминаются также Балканы, Черноморский и Средиземноморский регионы.

Российская сторона готова к более тесному сотрудничеству с Турцией в Евразии в таких сферах как энергетика, торговля, транспорт, туризм, а также охрана окружающей среды. Несомненный интерес представляет и недавнее предложение турецкой стороны о проведении отдельного заседания СРГВУ по экономической тематике. По нашим оценкам, имеются хорошие перспективы разработки и реализации совместных проектов в области транзита электроэнергии из России в Турцию через территорию Грузии, а также экспорта в Турцию электроэнергии из Армении с тех электростанций, которые планируется передать в собственность или в трастовое управление Российской Федерации.

Надеемся, что предстоящий визит г-на А.Гюля создаст благоприятный фон для дальнейшего развития взаимодействия России и Турции в Евразии.

Вопрос: Между Россией и Турцией в экономических отношениях существует дисбаланс в пользу России, измеряемый в нескольких миллиардах долларов. Что может предложить Москва для достижения баланса?

Ответ: Это не совсем так. По имеющимся расчетам, турецкая сторона остается в общем плюсе за счет "челночной" торговли (порядка 3 млрд. долл.), доходов от туризма (около 1 млрд. долл.) и автоперевозок через российскую территорию (200 млн. долл.).

В целом же торговые связи между нашими странами развиваются достаточно интенсивно. Россия прочно занимает второе место во внешней торговле Турции. В прошлом году торговый оборот превысил уровень 2002 года на 1 млрд. долл. и составил порядка 6,5 млрд. долл.. При этом имеется реальная возможность уже в ближайшие годы перекрыть отметку в 10 млрд. долл.. Помимо энергоносителей, Россия могла бы поставлять в Турцию нефтегазовое, буровое и судовое оборудование, авиатехнику и другие высокотехнологичные товары, а также различного рода оборудование для модернизации заводов, построенных в Турции в 70-е годы при содействии бывшего СССР.

Турецкая сторона очевидно выигрывает и в сфере строительства. Общая сумма контрактов, подписанных за последние 15 лет турецкими строительно-подрядными компаниями в нашей стране составляет около 14 млрд. долл., тогда как у российских организаций в Турции - только 400 млн. долл.. Как нам представляется, положение можно было бы поправить за счет более широкого участия российских компаний в строительстве различных объектов в Турции, возможно, совместно с турецким фирмами. Большие перспективы имеются и в плане взаимовыгодного сотрудничества наших строителей в третьих странах, включая СНГ, Ирак, Ливию, Персидский залив и черноморский бассейн. Думаю, что визит г-на А.Гюля будет способствовать выявлению и других резервов для расширения двусторонних связей в торгово-экономической области.

Вопрос: Прошедший 2003 год принес всему миру такое событие как война в Ираке. Учитывая близость Турции и России к данному региону, какие совместные шаги могут предпринять наши страны? Совпадают ли взгляды наших стран на послевоенное обустройство Ирака?

Ответ: Прежде всего, хотел бы отметить совпадение российских и турецких оценок нынешней ситуации в Ираке. Она остается взрывоопасной, в т.ч. вследствие роста террористической активности. Радикализации настроений в обществе способствуют такие факторы, как отсутствие законно избранной, представительной и международно-признанной национальной иракской администрации, сохранение режима оккупации и неудовлетворительная ситуация в социально-экономической сфере.

Такое положение вещей противоречит интересам России и Турции, причем не в последнюю очередь и из-за существенных потерь, которые продолжают нести компании наших стран в связи с разрывом традиционных торгово-экономических связей с Ираком. Поэтому Москва и Анкара едины в понимании необходимости способствовать успешному продвижению политического процесса в Ираке в качестве непременного условия для перехода к реабилитации его социально-экономической инфраструктуры.

Что касается послевоенного обустройства Ирака, то подходы наших стран к этой проблеме полностью совпадают. Мы выступаем за скорейшее возрождение страны в качестве независимого, демократического и светского государства. Считаем необходимым продвигаться к этой цели во взаимодействии со всеми другими странами на основе реалистичного, с отчетливо прописанной ролью ООН, плана политического процесса в Ираке.

Москва и Анкара приветствовали решение Генерального секретаря ООН К.Аннана направить в феврале 2004 г. в Ирак миссию ООН, которая призвана дать экспертное заключение о возможности проведения выборов во временный парламент Ирака - Переходный Национальный Совет. Итоги переговоров главы миссии К.Перелли и советника генсекретаря ООН Л.Брахими с иракскими лидерами позволят нам определиться с дальнейшими шагами. В тоже время мы уверены, что ООН уже сейчас в состоянии начать предоставлять иракцам экспертную помощь в подготовке будущей Конституции и проведении выборов.

Вопрос: В этом году актуален вопрос кипрского урегулирования. Хотя позиция в общих чертах известна, не могли бы Вы с учетом того, что Россия является постоянным членом Совета Безопасности ООН, прокомментировать идущие переговоры?

Ответ: Россия занимает четкую и последовательную позицию в пользу решения кипрского вопроса исключительно мирными, политическими средствами при строгом учете интересов прежде всего самих киприотов - как греков, так и турок. Мы поддерживаем тесный контакт с непосредственными участниками конфликта, с Грецией и Турцией, с членами Совета Безопасности ООН, со всеми теми, кто готов способствовать нахождению справедливого решения кипрского вопроса.

Наша страна выступает за проведение переговоров между кипрскими сторонами под эгидой Генерального секретаря ООН и в рамках возложенной на него Советом Безопасности ООН миссии "добрых услуг". В этом контексте представленный ранее К.Аннаном обеим кипрским общинам комплекс соображений по урегулированию на острове, известный как "план Аннана", представляется нам приемлемой основой для продолжения переговорного процесса в целях поиска прочного и отвечающего интересам обеих кипрских сторон решения проблемы Кипра.

Вопрос: Как относится Россия к эвентуальному членству Турции в Европейском союзе?

Ответ: Мы с понимаем относимся к стремлению Турции достичь максимально возможной интеграции с европейскими структурами. Россия исходит из того, что интеграция Турции в Европейский союз не нанесет ущерба успешно развивающимся российско-турецким отношениям.

Вопрос: Анталья стала любимым курортом для многих граждан России. Там даже в виде Кремлевского дворца построена гостиница. Бывали ли Вы в этих местах?

Ответ: Ежегодно Турцию посещает более 1 млн. российских туристов, подавляющее большинство которых предпочитает отдыхать в провинции Анталья и прилегающих районах. С 2002 года в Анталье функционирует Консульство Российской Федерации, которое активно оказывает помощь российским гражданам в этой провинции.

Я слышал много самых хороших отзывов о многочисленных достопримечательностях Антальи, о ее климатических и природных условиях. Так что если представиться возможность, надеюсь побывать в этой туристической жемчужине Турции

21 февраля 2004 года