Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

"Россия XXI века - время глубоких перемен"

23 февраля начинается официальный визит в Россию заместителя премьер-министра, министра иностранных дел Турции А.Гюля. В Москве придают боль-шое значение предстоящим переговорам, видя в Турции естественного партнера, с которым наша страна связана узами добрососедства, общностью интересов в черноморском и евразийском регионов, многоплановым сотрудничеством, на-бравшим в последние годы высокие темпы. Мы в полной мере отдаем себе отчет в том, что от уровня взаимного доверия и взаимодействия двух крупнейших ев-разийских государств - России и Турции - во многом зависит стабильность об-ширного региона, надежда их народов на процветание и развитие.

В преддверии этого знаменательного события хотел бы сжато, в основных чертах познакомить читателей c тем, что представляет собой современная Рос-сия.

Сегодня в условиях глобализации многие процессы, которые раньше дли-лись десятилетиями, протекают в считанные годы, а, может быть, даже месяцы. Сегодняшняя Россия, так же, как и современная Турция, мало соответствует тем стереотипным представлениям, которые, в частности, сложились в 90-е годы прошлого века.

Российская Федерация за исторически короткий срок, не отрываясь от своих национальных и культурных корней, стала действительно другой страной. Коренным образом изменились политическая система, экономическая модель развития, социальная структура.

Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, к 2000 году в России сложилось крайне сложное положение. На повестке дня реально стояла угроза разрушения единства правового и экономического пространства страны. Сказывался чрезвычайно сложный период радикальной ломки государственной системы. Это негативно отразилось на сложившейся в 90-ые годы законодатель-ной базе. Практически в каждом регионе действовали нормативные акты, проти-воречившие федеральному законодательству, что стимулировало появление цен-тробежных тенденций. В результате возник серьезный вызов территориальной целостности России. Ситуацию усугубляли тяжелые последствия экономическо-го кризиса 1998 года, когда возникли обоснованные сомнения в платежеспособ-ности страны. За чертой бедности оказалось более 40 миллионов человек. Пес-симистические настроения усиливались негативным опытом девяностых годов, когда проведенные рыночные реформы болезненно отразились на положении населения.

Между тем, последние четыре года продемонстрировали всему миру, что новая Россия в состоянии успешно решать стоящие перед страной задачи. За сравнительно короткий период удалось переломить негативные тенденции и выйти на оптимальное решение взаимосвязанного комплекса первоочередных социальных, экономических и внешнеполитических задач.

Прежде всего, следует отметить, что на нынешнем этапе решена стержне-вая проблема обеспечения единства экономического и правового пространст-ва. Предпринятые масштабные преобразования в системе отношений "центр - регионы - местное самоуправление" укрепили вертикаль власти и юридически зафиксировали распределение полномочий, функций, собственности, источни-ков финансирования между властными уровнями. Таким образом, устранены предпосылки территориальной дезинтеграции России. Проведенные в 2003 году конституционный референдум и выборы президента Чечни положили начало многоступенчатому процессу возвращения республики в конституционное про-странство Российской Федерации. По мере закрепления позитивных тенденций, происходящих в Чеченской Республике, будет продолжена передача расширен-ных полномочий законно избранной республиканской власти.

Конечно, еще многое предстоит сделать для совершенствования демокра-тической системы в России. Никогда и нигде в мире этот процесс не протекал просто и быстро. Очевидно, что этому будет способствовать стабилизация внут-риполитической обстановки, меры по укреплению демократической государст-венности и основам российского федерализма.

Что касается экономики России, то вполне очевидно, что она окончатель-но встала на рыночные рельсы, на путь устойчивого экономического роста.

Благодаря структурным экономическим преобразованиям внутренний ва-ловой продукт за четыре года (2000-2003) вырос почти на треть (29,5%), а за 2003 год ожидаемый рост ВВП составит 7%. Среднегодовой темп роста эконо-мики за последние четыре года составил 6,7%, что в два раза выше темпов роста развитых стран и на 1,5-2 % - стран с развивающимися и переходными экономи-ками. Позитивным изменениям в экономике способствовали глубинное рефор-мирование налоговой системы и поэтапное восстановление финансовой систе-мы. Россия превратилась в одну из самых стабильных в финансовом отношении стран мира. Четвертый год подряд в России сохраняется устойчивый профицит бюджета со среднегодовым показателем в размере 1,9 % ВВП. По состоянию на 1 января текущего года государственный долг составил 33% ВВП, что в два раза ниже требований, предъявляемых к странам - членам Европейского Союза. В 2003 г. отношение объема внешнего долга к ВВП было уже чуть более 26% на конец года (119,1 млрд. долл. США) вместо почти 90% на конец 1999 г. (158,4 млрд.долл. США). С активным сальдо сводится внешнеторговый баланс. Напри-мер, впервые за последние пятьдесят лет Россия превратилась из импортера зер-на в экспортера. Рост золотовалютных резервов государства (за четыре года с 12,4 до 84 млрд. долларов США на 1 февраля с.г.) создает дополнительный запас прочности российской экономики.

Сохранение стабильно высоких темпов экономического роста, обеспече-ние политической и социальной стабильности отразились на инвестиционной привлекательности России. Прямым подтверждением успехов российской эко-номики стало и присвоение агентством Moody's нашей стране инвестиционного рейтинга. Это не только характеризует Россию как надежного заемщика, но и дает ориентиры инвесторам всего мира, признает положительные изменения, происходящие в экономике. Прямые иностранные инвестиции в 2003 г. оцени-ваются в 6 млрд. долларов, а среднегодовой показатель прямых иностранных инвестиций в 2000-2003 гг. составил 4,7 млрд. долларов США.

Ощутимое улучшение ситуации в экономике самым позитивным образом сказывается на процессах, которые происходят в социальной сфере. Реальные доходы населения увеличились за этот период на 53,2%. Количество людей, жи-вущих за чертой бедности, сократилось за четыре года на 10 миллионов человек. Уровень безработицы снизился с 12,6% в 1999 г. до 8,6% от экономически ак-тивного населения. Все это происходит на фоне заметного снижения инфляции, средний уровень которой в прошлом году составил 12% (по сравнению с 36,5% в 1999 г.).

Главное состоит в том, что в экономической сфере достигнута макроэко-номическая стабильность. Россия восстановила свои позиции в качестве надеж-ного и предсказуемого делового партнера.

Конечно, мы не переоцениваем эти успехи. Российское руководство отдает себе отчет в необходимости продолжения глубоких структурных реформ в эко-номике. У нас по-прежнему немало проблем в социальной сфере, сохраняется значительный разрыв в уровне доходов между бедными и богатыми. Однако улучшение общего экономического, политического и социального климата в нашей стране совершенно очевидно.

Как известно, президент В.В.Путин поставил цель удвоить ВВП в бли-жайшие 10 лет. Это трудная, но достижимая задача. И достижима она, прежде всего, потому что социально-экономический курс президента пользуется широ-кой поддержкой общества. Об этом говорят и результаты состоявшихся 7 декаб-ря выборов в Государственную Думу - нижнюю палату российского парламен-та.

Растущее доверие общества к внешней политике Президента В.В.Путина объясняется тем, что руководство страны ставит и последовательно осуществля-ет такие внешнеполитические задачи, которые понятны обществу и отвечают его насущным интересам. Примечательно, что Россия находится на таком этапе, когда активная внешняя политика является одним из факторов, стабилизирую-щих ситуацию внутри страны.

В последние годы в России сложилось широкое общественное согласие в отношении национальных интересов и приоритетов страны на международной арене. Главный из них - создавать максимально благоприятные внешние условия для обеспечения надежной безопасности и устойчивого социально-экономического развития страны. Долгосрочным национальным интересам Рос-сии отвечает выстраивание последовательной и предсказуемой политики на ме-ждународной арене, развитие на сбалансированной и взаимовыгодной основе связей с государствами всех регионов мира.

Устойчивые темпы экономического роста и дальнейшее укрепление внут-риполитической стабильности положительно сказались на международном по-ложении России. Существенно расширились возможности государства прово-дить более инициативный и динамичный внешнеполитический курс, оказывать реальное воздействие на ход мировых дел в соответствии с национальными ин-тересами России, расширять круг наших партнеров и единомышленников в ми-ре.

Одобренная российским президентом Концепция внешней политики со-стоит в твердом и последовательном отстаивание национальных интересов стра-ны с позиций реализма и прагматизма в сложных условиях нарастания новых уг-роз и нестабильности.

Существенным достижением российской внешней политики стала консо-лидация конструктивных подходов международного сообщества к вопросам формирования нового демократического справедливого мироустройства. Его прототипом могла бы стать сложившаяся после трагических событий 11 сентяб-ря 2001 г. широкая международная антитеррористская коалиция, одной из ак-тивных участниц которой стала Россия. Москва последовательно выступает за то, чтобы в основу основополагающих принципов складывающейся будущей системы международных отношений была положена центральная роль ООН, верховенство международного права и решение ключевых мировых проблем на основе многостороннего сотрудничества.

Сбалансированная политика России оказалась востребована мировым со-обществом. Благодаря твердому и последовательному отстаиванию этих прин-ципов, за которые выступает большинство демократических государств, и в то же время неконфронтационной линии России, удалось избежать разрастания международного кризиса вокруг событий в Ираке, предотвратив развал анти-террористической коалиции. При активном российском содействии были приня-ты резолюции 1483 и 1511 СБ ООН, которые открыли возможность для выхода из острейшего иракского кризиса.

Опираясь на принципы многосторонности, Россия активно развивала со-трудничество с различными международными институтами, которые могут стать элементами складывающейся новой системы международных отношений в ХХI веке. В их числе - "восьмерка", которая зачастую генерирует инициативы фундаментального значения. Как известно, на саммите "восьмерки" в Канана-скисе (2002 г.) Россия стала полноправным членом этого неформального объе-динения наиболее развитых стран мира.

Успешному решению возникающих сложных международных вопросов способствовал окончательно сложившийся многовекторный характер россий-ской внешней политики, в которой различные географические направления и приоритеты органично дополняют друг друга. Во внешней политике России не было и нет места противопоставлению европейского, американского или азиат-ского векторов, "борьбе за сферы влияния", игре на противоречиях, "вбиванию клиньев" и прочим инструментам эпохи конфронтации. Работа на каждом из этих направлений подчинялась императиву - интересам России, укреплению международной безопасности и стабильности в мире.

Все эти годы одним из центральных приоритетов оставалось формирова-ние пространства партнерского сотрудничества и добрососедства по периметру российских границ. В этом контексте принципиальное значение имел произо-шедший в последние годы переход к разноуровневой и разноскоростной инте-грации на пространстве Содружества Независимых Государств. Содружество показало себя как полезный механизм многостороннего взаимодействия на пост-советском пространстве. Его деятельность стала более конкретной, сосредото-ченной на тех направлениях, где возможна наибольшая отдача. В октябре 2000 г. подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В том же году вступил в силу российско-белорусский договор о соз-дании Союзного государства. В сентябре 2003 года было подписано соглашение о создании Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Все эти годы углублялась военно-политическая интеграция госу-дарств-участников Договора о коллективной безопасности, на основе которой к 2003 г. окончательно сложилась международная региональная организация - ОДКБ.

Знаковым событием в контексте формирования пояса добрососедства ста-ло создание в июне 2001 г. Шанхайской организации сотрудничества с уча-стием двух ядерных держав, постоянных членов СБ ООН - России, Китая, а также ключевых государств Центральной Азии. Сейчас она представляет собой развитую региональную структуру, способную решать важные вопросы в сфере внешней политики, экономики, борьбы с общими угрозами и вызовами.

Естественно, за этот период значительно расширены отношения с США, которые также носят приоритетный характер с точки зрения их стратегического, глобального значения. Мы продвинулись вперед в развитии естественных связей с Европейским союзом, учитывая, что Россия является частью Европы. Эти от-ношения носят самый разнообразный характер - политический, экономический, культурный и т.д. Россия активно содействовала формированию новой архи-тектуры безопасности на евроатлантическом пространстве. Здесь суть российской политики состоит в том, чтобы все организации, действующие в этой сфере на континенте - ОБСЕ, ЕС, НАТО, СЕ и другие - обеспечивали равную безопасность без разделительных линий, способствовали укреплению доверия, эффективному разрешению конфликтов и миротворческим усилиям. Удалось добиться качественного прорыва в отношениях с североатлантическим альян-сом: был создан Совет Россия - НАТО (СРН), очередное заседание которого на-мечено провести в рамках предстоящего в июне с.г. саммита НАТО в Стамбуле.

Не следует забывать, что Россия также является азиатской державой, по-этому мы развиваем отношения с ведущими азиатскими странами и объеди-нениями в азиатско-тихоокеанском регионе. Никогда еще отношения России, скажем, с Китаем, Индией или с Японией не были на таком высоком уровне, на каком они находятся сегодня.

Выстраивая новую систему партнерства по периметру границ, российская дипломатия учитывает складывающуюся ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке. Свидетельством этого является ее участие в международной "четвер-ке" по ближневосточному урегулированию, заметный рост авторитета России в исламском мире. Впервые в прошлом году Президент России принял участие в саммите Организации Исламской конференции в Малайзии. Активизировавший-ся диалог России с мусульманским миром станет одним из важных инструмен-тов в доказательстве несостоятельности тезиса о "конфликте цивилизаций" и серьезным плацдармом для совместного отпора террористической угрозе.

Таким образом, итоги международной деятельности последних четырех лет убедительно показывают: Российская Федерация состоялась как демократи-ческое государство с самостоятельной и предсказуемой внешней политикой, широким кругом стратегических партнеров.

Не могу не отметить тот факт, что глубокие изменения, которые произош-ли и происходят в последние годы в нашей стране, предоставляют реальную возможность открыть новую страницу в российско-турецких отношениях, стремительно продвигающихся к качественно новому уровню многопланового сотрудничества. С удовлетворением констатируем близость подходов России и Турции по актуальным региональным проблемам, таким как ситуация на Балка-нах, кипрское и ближневосточное урегулирование, положение в Ираке и Афга-нистане. Позитивные тенденции в подъеме российской и турецкой экономик яв-ляются хорошим стимулом к дальнейшей активизации двусторонних торгово-экономических связей, демонстрирующих в последние годы устойчивую дина-мику роста и играющих локомотивную роль в развитии всего комплекса двусто-ронних отношений. Отмечу только одну цифру: в прошлом году товарооборот между нашими странами достиг рекордной отметки в 6,5 млрд. долл. Несомнен-но, многогранный комплекс двусторонних отношений имеет существенные ре-зервы для дальнейшего углубления политических и торгово-экономических свя-зей. Наша приоритетная задача - совместными усилиями максимально задейст-вовать емкий потенциал двустороннего сотрудничества во благо будущего на-ших стран.

Уверен, что визит высокого турецкого гостя в Москву и предстоящие пе-реговоры подкрепят набирающие силы в последние годы тенденции к расшире-нию и углублению добрососедства, доверия и взаимовыгодного сотрудничества наших стран.