Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

Тезисы к докладу на тему
"Ситуация в регионе и российско-турецкие отношения"

Уважаемые господа,

Прежде всего хотел бы поблагодарить организаторов мероприятия и руководство Центра политических исследований "Полсар" за предоставленную возможность выступить с докладом на тему "Ситуация в регионе и российско-турецкие отношения".

Само название темы содержит интеллектуальный вызов, если говорить о ее региональном аспекте. Весь мир, а Турция и Россия особенно, ощущает особую динамику мировых и региональных процессов. Трансформируются сами основы международных отношений. От того, в каком направлении, на какой основе это будет происходить, зависят внешние условия для реформ в наших странах, будущее их позиций в мире. Разумеется, важен весь спектр региональной проблематики: преодоление стагнации в ближневосточном урегулировании, снятие порой искусственной напряженности вокруг Ирана и Сирии, продвижение кипрской проблемы. Очевидно, однако, что на нынешнем этапе и в ближайшей перспективе одним из определяющих факторов в развитии региональных балансов будет оставаться расклад сил в Ираке. На этой теме, по просьбе организаторов, я и хотел бы, прежде всего, подробно остановиться, изложив как принципиальные подходы России к разрешению проблемы, так и собственное видение ситуации.

1. Иракский кризис

В целом, российская сторона с удовлетворением констатирует близость или совпадение основных позиций Москвы и Анкары по вопросам иракского урегулирования и решения ключевых региональных проблем.

Как Вы знаете, Россия с самого начала иракского кризиса последовательно выступала против применения силы без соответствующих санкций Совета безопасности ООН. В условиях построения новой глобальной системы наши подходы по-прежнему основываются на сохранении и закреплении лидирующей роли ООН в мировых делах. Обретающая все более четкие контуры новая многополярная система международных координат должна, по нашему мнению, основываться строго на примате международного права. Только так можно обеспечить подлинную стратегическую международную стабильность. Сейчас характер новых вызовов и угроз, с которыми сталкивается человечество, таков, что ни одно даже самое сильное государство в одиночку с ними не справится. Нужны коллективные усилия, совместный поиск решений. В этой вере международного сообщества в коллективное начало мы видим залог восстановления подлинной многосторонности и правопорядка в XXI веке.

Что в результате действий сил коалиции мы имеем?

По сути, разрушено два треугольника стабильности. В первом, внешнем треугольнике нарушен баланс во взаимоотношениях регионального трио: Саудовской Аравии, Ирана и Ирака. Сразу отмечу, что в ряду региональных супердержав Турция всегда занимала особое положение, но в силу глобальных факторов принимала минимальное участие в региональных раскладах. Как известно, в период "холодной войны" Анкара, как важный плацдарм в системе НАТО, была всецело отвлечена на сдерживание советской угрозы. С кардинальными изменениями в ситуации Турция на нынешнем этапе все больше разворачивается, в том числе, и к ближневосточному региону, активно подключаясь к разрешению кризисных узлов. Именно так мы восприняли позицию официальной Анкары в ходе иракского кризиса, которая была выдержана сугубо в рамках конституционного обеспечения национальных интересов. Формировавшаяся в регионе в течение нескольких десятилетий схема сдержек и противовесов пустила достаточно сильные корни. Рельефно проявил себя устоявшийся региональный баланс сил в период ирано-иракского конфликта, в ходе войны в Персидском заливе. Однако после свержения багдадского режима "треугольник" распался и поддержание стабильности с помощью оккупационных сил на перспективу представляется весьма уязвимым и слабо прогнозируемым. Иракская "головоломка", возникшая вместо пусть несовершенной, но выстраивавшейся годами системы, похоже, в обозримом будущем будет оставаться для стран региона уравнением со многими неизвестными.

Не менее серьезные последствия может иметь слом второго, внутрииракского треугольника стабильности, основанного на этноконфессиональной структуре, веками складывавшегося баланса сил и интересов между шиитами, суннитами и курдами. Время покажет, насколько эффективно удастся решить в новых условиях программу обеспечения внутренней стабильности в Ираке.

Мы развиваем контакты с Временным Управляющим Советом, с министрами иракского правительства, исходя из того, что он призван способствовать скорейшему восстановлению суверенитета Ирака и формированию законного правительства страны. Между тем, следует отметить, что мы понимаем озабоченности Турции, Сирии и Ирана в отношении нарастающих центробежных сил в самом Ираке. Хочу еще раз подчеркнуть, Россия всегда выступала за незыблемость территориальной целостности Ирака и исходит из того, что любые проявления сепаратизма могут привести к непоправимым последствиям и цепной реакции в регионе. Принципиальным моментом в нашей позиции является также и то, что иракцы сами, без влияния или давления извне, должны определить свою судьбу. Как отметил Президент Российской Федерации В.В.Путин, единственным "критерием нашей оценки является отношение самого иракского народа".

Россия считает необходимым разработать новую стратегию, которая позволила бы международному сообществу, в частности, ООН, активно подключиться к иракскому урегулированию. Убеждены, что эффективное подключение мирового сообщества будет способствовать выработке под руководством ВУС и эгидой СБ ООН графика и программы подготовки проекта новой конституции и проведения демократических выборов в Ираке. Для этого нужно иметь договоренности о том, какие конкретно задачи ООН будет решать в Ираке и, самое главное, когда и как иракский народ сможет восстановить свой суверенитет, когда прекратится иностранная военная оккупация. Это главный вопрос, на который сейчас нужно искать ответ.

К сожалению, положение в Ираке не улучшается, экономическая ситуация остается весьма сложной. Экономическое восстановление Ирака - важнейший компонент процесса политического урегулирования. Сбои в работе инфраструктуры, отсутствие элементарных услуг для населения, зарплат, работы, являются дестабилизирующими факторами, которые подогреваются различного рода экстремистские настроения. Именно поэтому важно безотлагательно начать процесс экономического восстановления и решения гуманитарных задач. В этом плане попытки выстроить всех по заслугам за участие или неучастие в американской операции представляются ущербными. С формальной точки зрения США вправе сами распоряжаться теми средствами, которые они выделяют на реабилитацию иракского народного хозяйства. Но было бы крайне ошибочно возводить преграды для всех тех стран, которые хотели бы в этом участвовать. Россия намерена внести весомый вклад в экономическую реконструкцию Ирака с учетом накопленного в предыдущие десятилетия опыта и традиций двустороннего сотрудничества с этой страной. Наибольшую отдачу, на наш взгляд, могли бы принести продолжение работы российских организаций в таких приоритетных областях, как нефтедобыча, электроэнергетика, водоснабжение и ирригация, транспорт и ряд других. Отмечу только один факт - наши компании готовы инвестировать в экономику Ирака до 4 млрд. долл. Россия и Турция вполне могли бы объединить свои усилия и перейти к предметному взаимодействию в вопросах реконструкции Ирака. 2. Двустороннее сотрудничество

Теперь, позвольте остановиться на общей оценке нынешнего состояния российско-турецкого сотрудничества.

Наши отношения начались не сегодня, они имеют прочные исторические корни. Первые официальные контакты между Османской империей и Россией были установлены еще в 1492 году. Мы вместе прошли через бурные столетия истории и, как близкие соседи, научились понимать друг друга. Россия протянула руку дружбы и помощи в период становления республиканской Турции. Мы горды тем, что в посвященной Кемалю Ататюрку скульптурной композиции на стамбульской площади Таксим в одном ряду с героями турецкого национально-освободительного движения увековечен и первый посол С.И.Аралов. Наши страны сумели перешагнуть через период отчуждения в 40-50-ые годы и существенно расширить сферу сотрудничества в конце шестидесятых. На историческом рубеже, в период ломки старой системы миропорядка, Россия и Турция отметили 500-летний юбилей установления двустороннего диалога. Символично, что именно в 1992 году был подписан Договор об основах отношений Российской Федерации и Турецкой Республики, заложивший правовой фундамент качественно нового этапа в двусторонних связях.

За минувшее десятилетие мы прошли путь, который в обычных исторических условиях преодолевается веками. Понятия соперничества и конкуренции в наших отношениях, как мы полагаем, остались в прошлом. Девяностые годы стали эпохой сотрудничества и взаимодействия по многим направлениям. Подписанный в ноябре 2001 года План действий по развитию сотрудничества в Евразии, фактически провозгласил новую, более продвинутую фазу отношений - от двустороннего сотрудничества - к многоплановому партнерству. Развитию и закреплению данной идеи были посвящены интенсивные политические контакты в последние годы. Встреча Р.Т.Эрдогана с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным в декабре 2002 года в Москве придала особый импульс двустороннему сотрудничеству. Состоявшиеся в октябре 2003 года в ходе саммита ОИК переговоры российского президента с Ахметом Недждетом Сезером подтвердили особую заинтересованность сторон в наращивании диалога. В ходе состоявшегося 20 ноября разговора с председателем турецкого правительства В.В.Путин особо подчеркнул важность объединения усилий в борьбе с международным терроризмом и другими вызовами современного общества.

Терроризм - это абсолютное зло и Россия верна обязательствам, взятым ее на себя в качестве члена международной антитеррористической коалиции. Однако списывать все на конфликт бедных-богатых, противоречия Север - Юг, цивилизационное, тем более религиозное противостояние, неправильно. И мы, и наши турецкие партнеры понимаем, что абсолютизация социально-культурных различий чревата сползанием к пресловутому "конфликту цивилизаций". На деле же, если говорить о наших озабоченностях проблемой чеченского терроризма, всякий раз мы приходим к выводу, что его питательной почвой является поддержка международных сил, центры которых имеют прописку не только в фундаменталистских кругах исламского мира, но и в ряде стран Запада.

Насыщенной по содержанию оставалась повестка дня межмидовских контактов. В повестке дня регулярных консультаций появилась тематика Ирака, Кипра, Кавказа, Ближнего Востока. Всего в течение года между внешнеполитическими ведомствами было проведено не менее десяти политических консультаций по различным вопросам, представляющим обоюдный интерес, включая проблематику ОИК, ОЧЭС и т.п. В этом ряду особо следует отметить успешное, на наш взгляд, становление и развитие созданной в рамках Плана действий по развитию двустороннего сотрудничества в Евразии Совместной рабочей группы высокого уровня, призванной согласовывать параметры действий двух стран на евразийском пространстве. Хочу отметить, что сейчас полным ходом идет подготовка к проведению намеченного на конец февраля с.г. визита А.Гюля в Москву. Надеемся, что данный визит задаст общий ритм политическим обменам в 2004 году. Особое значение российская сторона придает и июньскому саммиту Североатлантического альянса в Стамбуле, в рамках которого состоится заседание Совета Россия - НАТО. Особо хотел бы подчеркнуть, что мы видим в Турции не только одного из своих приоритетных партнеров на южном и евразийском направлениях. С учетом европейских перспектив Турция представляется нам как один из важных партнеров в диалоге о дальнейшем строительстве европейской архитектуры безопасности, а также превращении Черноморского региона в регион мира и стабильности. Россия, как и Евросоюз, в целом, разделяет концепцию многополярности и исходит из того, что механизмы ОБСЕ должны стать одним из всеобъемлющих инструментов безопасности в регионе. 3. Торгово-экономические связи Качественно новым моментом в наших связях является то, что насыщенный политический диалог развивается на солидном фундаменте торгово-экономического сотрудничества. Россия за последние четыре года сделала серьезный шаг вперед, преодолев последствия экономического кризиса 1998 года и переломив опасные негативные тенденции предшествующего десятилетия. Российское руководство продолжает концентрировать усилия на формировании экономической модели, способной обеспечить динамичный рост на долгосрочную перспективу, последовательное повышение благосостояния и социальной защищенности населения, модернизацию производственного сектора и повышение его конкурентоспособности. В целом налицо чёткие признаки прогнозируемого роста. В первом полугодии 2003 года прирост ВВП в России составил 7,2%, при этом реальные доходы населения возросли почти на 15%. Произошло дальнейшее замедление инфляции, бюджет исполнен с профицитом в 2,4 млрд.долл. На четверть увеличился внешнеторговый оборот (экспорт превысил импорт почти в 2 раза). Достигнутая экономическая стабильность позволяет отказаться от практики крупных заимствований за рубежом, в том числе от МВФ, своевременно выполнять обязательства по обслуживанию внешнего долга, выделять значительные финансовые ресурсы на цели развития и принимать меры по снижению налогового бремени, облегчая тем самым условия для развития бизнеса. Как отметил Президент России В.В.Путин, "с полной уверенностью можно сказать, что российская экономика стала рыночной, и что эти процессы приобрели необратимый характер". Позитивные тенденции в подъеме российской и турецкой экономик являются хорошим стимулом к дальнейшей активизации двусторонних торгово-экономических связей, демонстрирующих в последние годы устойчивую динамику роста и играющих локомотивную роль в развитии всего комплекса двусторонних отношений. Растет объем взаимной торговли. За 10 мес. 2003 года товарооборот достиг 5,3 млрд. долл. (рост 30 %). По итогам года цифра реально должна превысить уровень в 6,2 млрд. долларов.

Главной статьей российского экспорта является природный газ, поставки которого по западному газопроводу составили 11,6 млрд. куб. м. и 1,2 по "Голубому потоку". Здесь хотелось бы подчеркнуть, что разногласия, возникшие в связи с реализацией этого крупнейшего в двусторонних отношениях инвестиционного проекта, имели сугубо коммерческие причины. Обе стороны осознают стратегический характер и перспективность введения в эксплуатацию "Голубого потока". Достигнутое к концу года после напряженных переговоров урегулирование на основе взаимовыгодного компромисса условий двусторонних газовых контрактов предоставляет благоприятные возможности для наращивания сотрудничества. Ярким показателем очевидной качественной трансформации двусторонних экономических связей является наращивание взаимных объемов инвестиционного сотрудничества. Хорошими примерами такой деятельности могут служить инвестиции компаний "Рам" и "Энка" в сфере сетевой торговли, "Анадолу холдинга" в пищевой промышленности, "Шише Джам" в стекольной, "Вестель" в электронике и многих других (общий накопленный объем турецких инвестиций в России, по некоторым данным, уже достиг 1,5 млрд.долл.). До 25 выросло количество супермаркетов "Рамстор" (компания "Рам-Энка") в России.

По всей территории России - от Москвы до Восточной Сибири - активно продолжается реализация турецкими подрядными компаниями строительно-монтажных работ, общий контрактный объем которых достиг 12 млрд. долларов. Только в 2003 году продолжалась реализация 52 проектов на общую сумму более 1 млрд. долл. Турецкие подрядчики завоевали свое достойное место на российском рынке строительных услуг, закрепив за собой репутацию высококвалифицированных специалистов. В свою очередь в Турции ряд российских компаний продолжил работу по освоению контрактов по строительству плотины и ГЭС "Деринер", участка метрополитена в Стамбуле, ремонта турбины на ТЭС "Орханэли" и т.п. Новым явлением становится растущий интерес солидных российских компаний к выходу на турецкий фондовый рынок и участию в приватизации выставляемых на торги государственных компаний (нефтеперерабатывающий концерн ТЮПРАШ). Либерализация энергетического рынка в Турции создает предпосылки для участия в сооружении и эксплуатации тепловых электростанций, магистральных газопроводов, газовых распределительных сетей, подземных газохранилищ. В этом смысле перспективными, на наш взгляд, как для инвесторов так и для конечных потребителей представляются варианты подключения к такой работе российских газовых поставщиков с инвестированием части средств, получаемых от продажи газа. Продолжается работа над переориентацией прежних схем "чемоданной" торговли на отвечающие современным требованиям формы: создание совместных оптово-закупочных компаний, строительство в различных российских регионах центров оптовой торговли и т.п. К маю планируется завершить строительство центра оптовой торговли сооружаемого в Москве совместными усилиями Союза палат и бирж и Союза экспортеров Турции, который будет также оказывать консалтинговые услуги действующим на российском рынке малым и средним турецким компаниям. Несомненно, столь масштабный характер двустороннего торгово-экономического сотрудничества имеет и ряд проблемных точек, которые решаются сторонами путем развития регулярных контактов, как по линии государственных учреждений, так и ассоциаций бизнесменов. С удовлетворением следует отметить, что в последнее время существенно активизировались связи между Союзом палат и бирж Турции, Советом по внешнеэкономическим связям (ДЕИК) и Турецкой ассоциации промышленников и предпринимателей (ТЮСИАД) и российской Торгово-промышленной палатой и Российским союзом промышленников и предпринимателей. Улучшению взаимных контактов, в т.ч., естественно, по линии делового сотрудничества должно, на наш взгляд, способствовать восстановленное с 26 декабря прошлого года прямое авиасообщение между Москвой и Анкарой ) два рейса - в понедельник и пятницу).

Заключение

Может быть, самым важным итогом прошедшего десятилетия можно считать тот факт, что двусторонние отношения трансформировались в саморегулирующийся механизм, что, совершенно естественно в условиях рыночной экономики и высокой степени транспарентности наших взаимоотношений. "Человеческий фактор" в наших взаимоотношениях стал одним из ведущих направлений, которое полностью опирается на фундамент глубокой обоюдной заинтересованности сторон в дальнейшем сотрудничестве и развитии двусторонних связей.