Российско-турецкие отношения
/ Текущая хроника российско-турецких отношений

26.12.2003. Эксклюзивное интервью корреспонденту ИТАР-ТАСС в Анкаре заместителя министра иностранных дел России А.И.Денисова

АНКАРА, 26 декабря. /Корр.ИТАР-ТАСС Валерий Литвиненко/. Находившийся в Турции с рабочим визитом заместитель министра иностранных дел РФ по экономическим вопросам Андрей Денисов обсудил со своим турецким коллегой Алевом Кылычем вопросы дипломатического содействия двусторонним российско-турецким экономическим отношениям.

В эксклюзивном интервью корр.ИТАР-ТАСС он, в частности, отметил, что основной темой его переговоров с руководством МИД Турции и представителями деловых кругов страны стали вопросы активизации двустороннего и многостороннего экономического сотрудничества в черноморском регионе. Эти проблемы, подчеркнул российский дипломат, в одинаковой мере волнуют и Турцию, и Россию. Это вопросы, где наши проблемы не только пересекаются, но и совпадают. У истоков Организации черноморского экономического сотрудничества /ОЧЭС/ стояли Турция и Россия, которые и сейчас играют в ней активную и инициативную роль.

ОЧЭС - совершенно уникальная организация, другой такой в Южной и Юго-Восточной Европе нет. Она располагает целым рядом органов - Черноморским банком торговли и развития, начинающим набирать обороты Фондом развития проектов, Международным центром черноморских исследований, Парламентской ассамблеей ЧЭС. Это целое созвездие структур, работающих на одну задачу - стимулирование экономического сотрудничества в регионе. Разумеется, в наше время ОЧЭС не может проходить мимо актуальных политических проблем, поэтому в повестке дня этой организации - обсуждение вопросов борьбы с международным терроризмом, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и техногенных катастроф, но главная задача, и с этим, подчеркнул А.Денисов, согласились турецкие коллеги - это экономическое сотрудничество. Этому направлению необходимо уделять больше внимания, когда ОЧЭС вышла из этапа становления, организации собственных структур и интенсивно должна переходить к решению проблем экономического сотрудничества. Здесь страны-учредители, включая Россию и Турцию, как лидеры этой организации, должны приложить усилия для того, чтобы процесс перехода к практической работе прошел, по возможности, безболезненно, чтобы она приносила не абстрактную, эфемерную, а практическую пользу. На это нас нацеливает и политическое руководство страны. Президент России Владимир Путин, выступая в сентябре в Ейске Краснодарского края на совещании по военно-политическим вопросам, специально отметил, что ОЧЭС - организация - нужная, полезная и перспективная, однако ее ресурсы в настоящее время используются пока не эффективно. Поэтому, отметил А.Денисов, на наших странах лежит большая ответственность за то, чтобы организация работала плодотворно, принося пользу всем ее участникам.

Тема российско-турецких переговоров вышла далеко за рамки черноморской тематики, хотя и заняла приоритетное место и во время встреч в Стамбуле, и в Анкаре, отметил замминистра.

Отношения России с Турцией успешно развиваются во всех областях, наши двусторонние экономические отношения можно оценить на "четыре в плюсом". Их объем и размах таков, что в них всегда были и будут определенные проблемы. Важной особенностью наших отношений, подчеркнул А.Денисов, является то, что и Москва, и Анкара научились эти проблемы решать, исходя из соображений, прежде всего, взаимной выгоды и разумного компромисса. В первую очередь, это подтверждает достижение договоренностей по "Голубому потоку". Ситуация с транспортировкой российского газа в Турцию была кризисной, но, тем не менее, проявив, где нужно и благоразумие, и трезвый экономический расчет, и политическую волю, стороны вышли на взаимно приемлемое соглашение, сказал он. Достижение компромисса по данному вопросу, подчеркнул А.Денисов, было отмечено с удовлетворением в ходе его встречи с первым заместителем министра иностранных дел Турции Угуром Зиялем.

Касаясь российско-турецких экономических отношений в целом, заместитель главы внешнеполитического ведомства РФ подчеркнул, что, по статистике, официальная торговля выходит в этом году за пределы 6 млрд долларов США. Эта, так называемая, видимая часть торговли страдает некоторыми недостатками: с российской стороны большой объем в торговле с Турцией занимают энергоресурсы. Хотелось бы, продолжил он, чтобы значительное место в ней занимала продукция высокой степени переработки, техника и оборудование, хотя и эта статья в российском экспорте в Турцию тоже присутствует. Российские компании в Турции, хотя и не в желаемых объемах, все же участвуют в программах технического содействия, экономического сотрудничества, инвестиционной деятельности.

Турецкая сторона в ходе переговоров отметила, что взаимная торговля не сбалансирована. Над этими проблемами, конечно, надо работать, сказал он. Хотя, справедливости ради, следует отметить, сказал Денисов, что, "если присовокупить к так называемой, видимой торговле неформальную - челночную, которая в настоящее время приняла цивилизованные формы, индустрию сферы услуг - туризм, а в этом году Турцию посетили около 1 млн российских граждан, то можно сказать, что на этих полях "игра идет в одни ворота" - в пользу Турции". При этом заместитель министра обратил внимание еще одну сферу нашего двустороннего сотрудничества - автомобильные перевозки, где турецкие транспортные фирмы играют преобладающую роль в их объеме, получая "перевес" в свою сторону в размере 200 млн долларов. Эту ситуацию также можно присовокупить к тому, что балансирует отрицательное сальдо Турции в нашей двусторонней торговле, отметил он.

Совершенно особая, может быть даже уникальная, не встречающаяся в отношениях с другими нашими партнерами область российско-турецкого сотрудничества - это совместная строительная деятельность на территории наших стран. По разным оценкам, объем подписанных турецкими строительными компаниями контрактов в России за истекшие 10 лет, составил не менее 10 млрд долларов США. Были оценки 12, 14 млрд долларов. Но, если брать в расчет даже минимальную цифру - она звучит внушительно, отметил А.Денисов. Выполненные в России работы турецкими строительными компаниями измеряются цифрой 4-4,5 млрд долларов США, что тоже не мало, сказал он. В этой связи, продолжил дипломат, вызывает сожаление то обстоятельство, что объемы выполненных в Турции российскими строительными компаниями в 10 раз ниже - примерно 400 млн долларов США. Хотя сама по себе и эта цифра также достаточно внушительна, заявил он, подчеркнув при этом, что "в других странах мы на такие показатели не выходим".

В российско-турецких экономических отношениях были и остаются проблемы, которые необходимо решать. Об этом и шли беседы с нашими турецкими партнерами, в ходе которых российская сторона подчеркнула, что министерства иностранных дел наших стран, как политические ведомства, не занимающиеся проблемами торговли, должны делать все возможное, чтобы облегчать эту торговлю, условия работы бизнесменам, решать те проблемы, с которыми они сталкиваются. "Это - действительно одна из приоритетных задач наших дипломатических ведомств. Так ставит задачу политическое руководство нашей страны, и мы над этим работаем", - заявил российский дипломат.

В российско-турецких экономических отношениях существует еще одна тема, имеющая определенную перспективу, хотя для ее реализации надо очень много работать обеим сторонам. Это, как именуют ее наши турецкие партнеры, тема евроазиатского сотрудничества. Речь идет о трехстороннем или даже более многостороннем взаимодействии на бывшем пространстве СССР, в тех республиках, которые прилегают к южному, юго-западному региону России. Это - и Украина с Молдавией, и государства кавказского региона, и страны Центральной Азии. Речь идет о реализации таких интересных идей, как загрузка производственных мощностей, возведенных в перечисленных странах в советское время, и, которые, в силу ряда причин, связанных с реструктуризацией экономики, в настоящее время не загружены на полную мощь, а, в некоторых случаях, даже простаивают. Вполне возможно, сказал он, найти такие экономические решения, которые позволят реанимировать, наладить выпуск продукции на них. Это важно и для нас, и для других государств СНГ в плане создания рабочих мест, для снижения социальных проблем. С российской стороны в ходе переговоров было отмечено, что проекты, связанные с такого рода планами и идеями, все-таки, должны прочно базироваться на взаимном интересе деловых кругов вовлеченных стран - Турции, России и той страны, в которой мы решили сотрудничать. В ходе переговоров, отметил он, российская сторона подчеркнула, что предложения о реализации таких проектов должна идти снизу - от деловых кругов наших двух стран. С такой постановкой вопроса согласились обе стороны. В таком случае правительственным органам, в том числе и дипломатическим ведомствам наших стран, останется только снять политические преграды на этом пути и включить рычаги дипломатического содействия реализации таким программам. Российская сторона в этой связи обратила внимание своих партнеров на то обстоятельство, что наиболее успешно двустороннее взаимодействие происходит на уровне ассоциаций и объединений деловых кругов. Фирм, компаний и предприятий, сотрудничающих на двусторонней основе, сотни, а, может быть, даже и тысячи. Он особо отметил, что со стороны Турции "в это дело вовлечен малый и средний бизнес". "Хотелось бы, чтобы к этому сотрудничеству были привлечены и наши малые и средние компании, - сказал А.Денисов, - но, к сожалению, этот сектор российской экономики немножко "хромает". Мы исходим из того, что такое сотрудничество может помочь становлению этого сектора российской экономики - подтягиванию российского малого и среднего бизнеса до мировых стандартов". Двусторонне экономическое сотрудничество гораздо плодотворнее на уровне ассоциаций деловых людей, союзов, объединений предпринимателей. В Турции такие организации достаточно авторитетны, прочно стоят на ногах и пользуются прочной поддержкой правительства. В России их воспринимают как надежных партнеров. Это - прежде всего, ДЕЙК /Совет по внешне-экономическим связям/, с активистами и руководством которого я и встречался в Стамбуле, ТЮСИАД - прямой аналог и партнер российского Союза предпринимателей и промышленников и целый ряд организаций того же профиля. В России активно в этом направлении работает РСПП. Заметно активизировалась, с приходом к руководству Е.М. Примакова и новой команды Торгово-промышленная палата. Вот на этом "этаже" и необходимо взаимодействовать, заявил замминистра. Он подчеркнул, что взаимодействие уже налаживается: в сентябре состоялись контакты по линии ДЕЙКа, в ноябре Россию посетила представительная делегация ТЮСИАД, а на конец января 2004 года в Турцию планируется приезд делегации РСПП. В ходе прошедших и будущих контактов на этих уровнях, считает замминистра, должны присутствовать вопросы евроазиатского сотрудничества, о котором было отмечено выше. По мнению А.Денисова, это действительно перспективная сфера деятельности наших стран на ближайшую и отдаленную перспективу в различных областях. Турецкая сторона в этой связи отметила такую сферу приложения наших совместных усилий, как энергетика, транспорт, туристический бизнес.

Таков круг вопросов, который был затронут в ходе переговоров с турецкими коллегами, сказал А.Денисов.-0-